![Проблемы с дисциплиной, мировые рекорды и гибель в расцвете лет: 2 февраля родился Валерий Чкалов Проблемы с дисциплиной, мировые рекорды и гибель в расцвете лет: 2 февраля родился Валерий Чкалов](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/IMG-20240201-WA0083.jpg)
В 1937 году Чкалов принимал участие в перелете из СССР в США через Северный полюс. Это был первый в истории беспосадочный перелет между двумя странами.
Также 2 февраля День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, День ездовых собак и День памяти преподобного Евфимия Великого, а также в этот день в 1886 году в США впервые официально праздновали День сурка, в 1946 году Михаил Калинин подписывает указ, согласно которому Южный Сахалин и Курильские острова входят в состав СССР, а в 2019 году в России выполнена первая в мире успешная пересадка легких и печени ребенку.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день легендарном летчике, Герое Советского Союза Валерии Чкалове (1904-1938) и его короткой, но яркой судьбе.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/Valerij_Pavlovich_CHkalov.jpg)
Детство и юность
Валерий Чкалов родился в селе Василево Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Его отец был котельщиком Василевских казенных мастерских, а мать – домохозяйкой. Мать умерла, когда Валерию было всего 6 лет.
в 7 лет Валерий пошел учиться в василевскую начальную школу, которую окончил в 1916 году. Мальчик учился средне, но выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер, как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы.
В 1916 году отец направил его на учебу в Череповецкое техническое училище в Новгородскую губернию. Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации — кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян».
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/Chkalov_Stalin_and_Belyakov._August_10_1936-1005x686.jpg)
Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 года
Начало службы в авиации
В 1919 году в 15 лет Чкалов впервые увидел самолет и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке.
По совету товарища Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолетов в этом авиапарке.
В 1921 году — 17-летний Чкалов добился направления на учебу в Егорьевск в Московской области в Теоретическую школу авиации Рабоче-крестьянского красного воздушного флота РСФСР. После ее окончания в апреле 1923 года он был направлен на дальнейшую учебу в Борисоглебск во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота, где совершил свой первый самостоятельный полет.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/0gmy9lh0064207.jpg)
По окончании училища в октябре 1923 года, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных летчиков, Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных летчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолеты.
Московский инструктор А. И. Жуков дал Чкалову следующую характеристику: «Окончил обучение с аттестацией «очень хорошо». Как летчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось…».
14 августа 1924 года военный летчик-истребитель Чкалов прибыл в Ленинград в «1-ю отдельную эскадрилью истребителей». За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный опытный летчик. Чкалов совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/original.jpg)
Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде. Позднее для фильма «Валерий Чкалов» (0+) этот полет совершил летчик Евгений Иванович Борисенко.
В то же время Чкалов не раз имел серьезные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года Чкалов был осужден военным трибуналом на 1 год лишения свободы за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии» (вышел на службу в пьяном виде). Затем срок был снижен до 6 месяцев.
В феврале 1927 года Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой, а летом того же года был направлен в Липецк на курсы усовершенствования летного мастерства. В это время в Липецке обучались иностранные (в основном немецкие) летчики-истребители. В показательных полетах Чкалов занял 1-е место, чем реабилитировал себя перед руководством.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/1024px-V.P._CHkalov_s_sem-yoj-1005x659.jpg)
Однако в 1928 году при подлете к железной дороге Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию, в результате чего летчик был обвинен в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осужден на 1 год лишения свободы, а также был уволен из Красной армии. Однако по ходатайству коллег, наказание было заменено на условное.
В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в РККА и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. За 2 года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов.
Первый беспосадочный перелет из СССР в США
В 1937 году Валерий Чкалов принимал участие в перелете из СССР в США через Северный полюс. Это был первый в истории беспосадочный перелет между двумя странами.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/na-ostrove-udd.jpg)
Перелет был задуман с целью побить мировой рекорд дальности полета по прямой линии, который на тот момент составлял 9104,7 км (установлен в 1933 году французскими летчиками П. Кодосом и М. Росси). На борту самолета находились опечатанные спортивными комиссарами барографы, показания которых должны были засвидетельствовать, что АНТ-25 не делал промежуточных посадок.
Опечатаны были также горловины бензобаков, что гарантировало невозможность скрытной дозаправки в воздухе (к тому времени такая техника уже практиковалась в авиации). 20 июня в 19 часов 30 минут самолет совершил благополучную посадку на аэродроме военной базы Барракс в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США).
Американцы с восторгом встретили экипаж. Среди встречавших были советский посол в США А. А. Трояновский и служивший в те годы в Ванкувере генерал Дж. Маршалл, который принял экипаж у себя дома. Летчики были приняты в Вашингтоне президентом США Ф. Д. Рузвельтом в Овальном кабинете Белого дома. Члены экипажа встречались также со знаменитым полярным путешественником Вильялмуром Стефансоном.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/800px-Chkalov_1937_LOC_hec_22944.jpg)
Американский полярный исследователь, летчик Ричард Бэрд, первым достигший Северного полюса по воздуху, так отозвался о беспосадочных перелетах, осуществленных экипажами В. П. Чкалова и М. М. Громова: «Эти полеты будут навечно вписаны золотыми буквами в летопись истории… Они во многом улучшат отношения между странами и послужат основой дальнейшего плодотворного сотрудничества и взаимопонимания».
Гибель Чкалова
1 декабря 1938 года Чкалов был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180. Полет готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. 10 декабря В. П. Чкалов произвел рулежку самолета по земле, при которой мотор часто глох, а 12 декабря при повторной рулежке сломалась тяга управления газом мотора.
15 декабря, несмотря на очень низкую температуру, вылет прошел неплохо, машина набрала высоту 100—120 метров и с виражом пошла на 1-й круг над аэродромом. Далее полет продолжался на высоте 500—600 метров.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2024/02/1938_CPA_595.jpg)
По свидетельству наблюдателей, находившихся на аэродроме, «не доходя до аэродрома один-полтора километра, на высоте около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками». При заходе на посадку двигатель М-88 неожиданно остановился. Летчик, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолетом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами».
В последний момент самолет зацепился за электрические провода, ударился правым крылом об электрический столб и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. Чкалова выбросило из кабины на 10—15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. От полученной травмы Чкалов скончался в Боткинской больнице. Летчику было всего 34 года.
Несмотря на раннюю гибель, в памяти соотечественников Валерий Чкалов остается отважным летчиком, Героем Советского Союза и человеком, совершившим первый беспосадочный перелет в США.