К расследованию афер в пищеблоках школ вынуждены подключиться силовики.
Прошел уже не один месяц с начала учебного года, а страсти по части бюджетного кормления школьников не только не утихают – они разгораются все больше. К примеру, в Иркутске на грани банкротства оказался комбинат школьного питания, поскольку львиная часть доходов ушла на премии, а в Туле за проверки пришлось взяться региональной уполномоченной по правам ребенка. И еще не все.
По словам руководителя АНО «Институт отраслевого питания» Владимира Чернигова, впервые, после указа президента в январе 2019 года, сфера школьного питания получила такой импульс для развития. Он полагает, что это следствие не только значительного увеличения бюджетного финансирования, но и кардинально нового подхода к школьному питанию. «Сейчас мы активно внедряем понятие «индекс съедаемости», потому что какими бы полезными ни были блюда, если детям невкусно это есть и они отказываются – значит, столовая работает неудовлетворительно», - пояснил он «Блокноту».
К сожалению, признал эксперт, всего за два неполных месяца было получено множество сигналов о том, что во многих регионах все остается по-прежнему. «Где-то это происходит из-за непонимания, что следует перестроить. Где-то еще не успели привести в порядок материально-техническую базу. А где-то, к сожалению, мы видим полную халатность. Но радует, что такие случаи предаются огласке и разбираются, - отметил собеседник издания.
По следам «гнилой» картошки
Родители младших школьников города Тулы обращаются в местные СМИ, призывая журналистов активно освещать эту тему. Вот лишь некоторые выдержки из писем: «О чем мы говорим? Если даже ребенок приходит и говорит, что макароны в воде плавающие подают? Никто не говорит, что маленькие суммы, выделяемые на питание, кормить должны как в ресторанах, дело в отношении…»; «Нужно наказать тех, кто снимает пробы каждый день, кто расписывается за то, что они называют питанием»; «Сын перестал обедать, так как все холодное и невкусное. Кашу тоже холодную дают».
Наталия Зыкова, тульский детский омбудсмен, в адрес которой также поступают подобные жалобы, провела проверку по четырем школьным столовым, после чего заявила «о неудовлетворительном качестве предоставленного питания и о выявленных нарушениях, которыми будут заниматься надзорные органы». На своей странице в соцсети она сделала пост на эту тему.
«Так дети школ города Тулы питаться не должны. И можно привести массу положительных примеров того, как хорошо кормят детей в районах Тульской области! Требую принятия срочных мер к поставщику питания ООО «Торговый дом СПП» и прошу о подобных фактах сообщать в мой адрес!» - написала она. И приложила к своему посту несколько видеороликов, сделанных ребенком, где показываются блюда, приготовленные на обед - со слов автора, им дали гнилую картошку и рыбные котлеты с костями.
Это стало поводом для скандала, после поставщик еды заявил, что данная конкретная порция отношения не имеет отношения к школе №60, о которой идет речь. Но выяснилось, что все-таки имеет. Это подтвердили представители местного Совета по питанию, но пояснили, что «со слов самой девочки, видео она сняла давно и по приколу». Картофель был не гнилой, а подгорелый, поскольку в тот день возникли проблемы с печью. В том же письме было подчеркнуто, что за последние два года от родителей и детей не было жалоб на качество питания. Интересно, что в итоге, девочка, снявшая тот самый ролик, вошла в школьный Совет по питанию.
«Хлебное место» на грани банкротства
Иркутск отметился в медиапространстве скандалом вокруг городского Комбината питания, поставщика почти всех школ города. Это «хлебное» во всех смыслах место уже три года является убыточным предприятием, что неудивительно при тех схемах, по которым работали его руководители. Недавно уволили очередного директора - Дмитрия Тарасова.
Начальник Управления финансового контроля администрации Иркутска Наталья Воробель, по данным местных СМИ, сообщила, что чистая прибыль этого предприятия в 2019 году составила 25 миллионов рублей, однако директор щедро выплатил сотрудникам премию за год в общем размере…. 24 миллиона рублей. Естественно, без согласования с учредителем.
В первой половине 2020 года убытки МУПа выросли на целых 119 млн руб. Еще с прошлого года заметно выросла кредиторская задолженность, а 12,4 миллиона рублей ушли на выплату штрафов из-за неисполнения условий контрактов.
В августе 2019 года Тарасов сменил на этом посту Виктора Беляева, против которого было возбуждено уголовное дело по фактам хищения продукции на 50 млн рублей. Согласно версии следственного комитета, молоко закупалось по завышенным ценам у подконтрольных фирм.
Что касается качества самих порций, то в мэрию поступали жалобы на гнилые продукты в школьных столовых. В итоге специалистам пришлось утилизировать гнилые фрукты и овощи.
И еще: что прошлым летом в группе «Комбината питания» («ВКонтакте») был выложен пост, где с гордостью говорилось об «идеальном завтраке». А именно, о творожной запеканке с курагой. Аппетитная фотография сопровождалась «вкусным» описанием, но бдительные родители сразу отписались в комментариях, что такого блюда в школах не подают.
И действительно - в июле 2020 года на складе комбината нашли 1,7 тонны просроченной запеканки на 935 тысяч рублей. Как и почему она там оказалась – пока неизвестно, но эта история определенно заслуживает отдельного внимания.
Новым директором Комбината питания стала Марина Черемных, которая уже руководила им в 2012-2016 годах, а до этого курировала школьное питание в Иркутском районе.
Чиновники меняются – столовые остаются
Громкое увольнение произошло и в Саратовской области (г. Энгельс). Своего поста лишилась Татьяна Ванина, заместитель главы администрации района по социальной сфере. Председатель комитета областной Думы по социальной политике Иван Дзюбан рассказывал, что уже выезжал не раз в школы Энгельса, по поводу жалоб на питание для младшеклассников.
Он отметил, что в основном этот процесс налажен, но есть проблема: горячее питание к моменту приема пищи уже не горячее. По версии законотворца, это связано с ковидными ограничениями, поскольку сотрудникам столовых приходится разводить потоки школьников (видимо, он имел в виду, что столы накрываются раньше).
В отношении Ваниной Иван Дзюбан заявил, что при ней директора и учителя стали бояться говорить о своих проблемах. А значит, ничего не решается. По его же данным, под разными юрлицами в этом городе работает один и тот же поставщик. Запрос по этому поводу был направлен в прокуратуру и антимонопольную службу.
Любопытно, что в рамках проекта «Народный контроль» был проведен мониторинг горячего питания для младших школьников. И, по словам депутата городской Думы Сергея Агапова, «все принятые от родителей опросники подтвердили в целом качеством горячего питания санитарным состоянием школьных столовых».
Правда, некоторые родители переживали, что за отведенное на обед время ребенок просто не успевает толком поесть, другие говорили о том, что желательно добавлять свежие фрукты и соки, третьи намекали на то, что не все дети едят молочные каши и запеканки.
Работа для прокурора
В Кировской области с этой осени поменялась система безналичной оплаты школьного питания. Вносить деньги за ребенка надо в офисе «Электронного проездного», и людям пришлось стоять по несколько часов, чтобы подать все необходимые документы.
Что касается бесплатного питания для младших школьников, то региональная прокуратура, проведя проверки совместно с Роспотребнадзором, выявила более 130 нарушений в этой части.
Например, в школах Арбажского и Оричевского района некоторых детей не обеспечили бесплатным горячим питанием. По другим районам не соблюдался рацион вес порций, где-то страдала калорийность завтраков или не было свежих фруктов, где-то не было должного контроля за поступающими продуктами, за условиями их хранения, или отсутствовала маркировка. Для устранения этих нарушений внесено 72 представления, в том числе на имя министра образования Кировской области.
В Оренбурге состоялось совещание после того как некоторые анонимные телеграм-каналы и СМИ опубликовали сведения о торгах по школьному питанию в регионе. Начальнику управления образования Ларисе Бебешко в целях недопущения нарушений закона объявлено предостережение.
Родители детей-старшеклассников областного города Орска еще с самого начала года были возмущены резким скачком расценок на питание.
«Нашему возмущению нет предела... Вы только вслушайтесь: бесплатное питание ребёнка было 20 рублей, стало 50 рублей, и платное, но с дотацией было 45 рублей стало 62,4 рублей. «Бесплатное питание - платно». На каком основании Комбинат школьного питания города Орска так задрал цены? Мы, что родители старших классов должны теперь оплачивать детей начальной школы?(....)», - написали они в группу «МК в Оренбурге» в Инстаграме.
Через пару дней в орском Комбинате школьного питания разъяснили ситуацию. «Видимо, из-за пандемии школы не собирали Советы родительской общественности, ничего не объясняли, а просто разметили на своих сайт и разослали утвержденное полноценное меню. А раньше на собраниях принимались решения, чтобы снизить родительскую плату, уменьшить вес порций. Сами родители просили об этом и мы шли им навстречу, не снижая требуемого набора продуктов по содержанию белков жиров и углеводов» - говорится в официальном ответе от ведомства.
Но есть в регионе школы и с полноценным по объему меню, и депутатские дотации на завтраки-обеды. Между тем, становится все более понятно, что теневые коммерческие интересы тех, кто завязан в этой сфере, никак не связаны ни с детьми, ни со здоровым питанием.
22 сентября на координатора проекта «За честные продукты!» Александра Бражко было совершено самое настоящее нападение. Неизвестный ему мужчина подошел сзади в безлюдном месте и начал наносить удары, но скрылся, когда появились прохожие. Сам Бражко вязывает этот инцидент со своей профессиональной деятельностью, предполагая, что мог серьезно задеть тех, кто работает на аутсорсинге по школьному питанию.
Ранее «Блокнот» сообщал о том, что в регионах срывают поручение президента обеспечить школьников горячим питанием.