Сам глава РПЦ находится в изоляции после контакта с больным коронавирусом и называет эту болезнь «последним звонком» для человечества.
На сайте Avprо, который специализируется на перепродаже воздушных судов, появилось почти сенсационное объявление: ищут покупателя на Gulfstream G450 с бортовым номером T7-ZZZ — бизнес-джет, на котором летал глава Русской православной церкви, патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Сколько стоит «патриархолёт», в объявлении не указано: дилеры предлагают тем, кто желает прицениться к покупке, прислать им персональный запрос.
Издание "МБХ медиа" изучило другие аналогичные сделки на рынке и пришло к выводу, что Gulfstream G450 с параметрами, как у этого конкретного, может стоить около 15-20 млн долларов. T7-ZZZ был произведен в 2013 году, а цены на эту модель 2011-2014 годов выпуска как раз колеблются в указанном диапазоне.
Если верить сайтам-радарам типа Flightware, свой последний полет выставленный на продажу бизнес-джет совершил почти год назад, в последний день октября 2019-го. Он перелетел из латвийской столицы в английский город Фарнборо. Доказательством того, что этот борт там побывал, служат сделанные споттерами снимки.
Официальной информации, что Gulfstream G450 является самолетом главы РПЦ, разумеется, нет. Об этом стало известно в самом конце 2019 года из журналистского расследования The Bell:
Gulfstream G450 каталожной стоимостью $43 млн возил патриарха Кирилла и появлялся в городах, в которые в те же дни прилетали чиновники администрации президента и сам Владимир Путин.
Первые три года своего существования бизнес-джет принадлежал офшорной компании Helter Management Ltd, аффилированной с ВТБ, а потом был перерегистрирован на Skyline Aviation SRL. Эта фирма упоминалась в одном из скандальных расследований Фонда борьбы с коррупцией и его создателя Алексея Навального.
Впоследствии T7-ZZZ снова перерегистрировали — теперь на компанию Otoba Assets Ltd, которая предположительно была связана с министром (теперь уже бывшим) по делам открытого правительства Михаилом Абызовым. Сейчас, напомним, он находится под арестом по делу о хищениях в особо крупном размере.
Конечно, T7-ZZZ — не единственный бизнес-джет, крылья которого возносили Его Святейшество в небеса. В 2018 году в СМИ разразился небольшой, но резонансный скандал по поводу того, что патриарх прилетел в Екатеринбург на фестиваль "Царские дни" на частном самолете. Пресс-секретарь предстоятеля РПЦ отец Андрей Волков тогда долго объяснял, что и как. По его словам, элитный борт Кириллу предоставили уральские бизнесмены — и вообще, не лететь же патриарху эконом-классом (в Церкви почему-то считают, что в таком случае ее главу обвинят в "показухе").
Так что T7-ZZZ — всего лишь один из частных лайнеров, на которых летал патриарх, и его «биография», как и у почти любого бизнес-джета, представляет собой смену череды собственников. Тут же — когда речь зашла о продаже борта — дело оказалось совсем не в том, кто формально им владеет.
Услышав, что "продается самолет патриарха", СМИ в очередной раз припомнили предстоятелю РПЦ его нескромные богатства. Не далее как в начале августа на божественной литургии в храме Илии Пророка патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом, в котором попытался вывернуть наизнанку слухи о своих неподобающе дорогих вещах.
Глава Русской православной церкви заявил, что те, кто распускает слухи о его роскошных часах, автомобилях и прочем, — клеветники, целью которых является подрыв авторитета Церкви в целом. Они, по словам Кирилла, хотят «тех, кто правду Божию провозглашает, скомпрометировать так, чтобы народ перестал их слушать и доверять».
Патриарх дополнил свое обращение по-свойски рассказанной историей из прошлого, речь в которой шла о «некоем» владыке, раньше работавшем за границей. В бытность свою руководителем Отдела внешних церковных связей Кирилл летел вместе с ним из одной страны в другую и за невинной путевой беседой вдруг услышал шокирующий слух о себе: якобы у него есть 6 млрд долларов. Его собеседник просил денег, основываясь на этом слухе. По словам патриарха, подобные предположения — не более чем «бред».
Слов одного Кирилла оказалось явно недостаточно. Глава синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Владимир Легойда тоже не раз заверял, что патриарх ведет сообразный своему положению образ жизни, и рассказы о его роскошествованиях являются лишь сплетнями (тот же Легойда в другое время и в другом месте проникновенно вещал, что священнослужитель должен жить на одном уровне со своим среднестатистическим прихожанином — то есть, видимо, теоретически речь о МРОТ). Были и другие заявления, из других уст.
Однако на просторах интернета гуляет множество независимых расследований по поводу того, в чем находит житейские утешения предстоятель РПЦ. Например, Сеть пестрит публикациями (включая красноречивые видео) о его элитном автопарке, а если вы хотите еще глубже погрузиться в историю вопроса, то почитайте о наручных часах патриарха и связанном с ними крайне нелестном для Церкви скандальчике.
Проблема, разумеется, кроется не в одном только главе РПЦ, но и в других ее представителях. Взять хотя бы знаменитого "модного батюшку", который даже инстаняшек превзошел в своем пристрастии к люкс-брендам. Разумеется, потом отче Вячеслав Баскаков из не очень-то богатой Тверской области публично объяснялся, что Louis Vuitton он просто мерил в бутиках, фотографировал, постил в инстаграм и, скрипя сердцем, не покупал, потому как денег на оригиналы нет, а если у него в гардеробе и найдется пара вещиц с заветными "шахматными клетками" LV, то это сугубо дешевые подделки, каждому прихожанину вполне доступные (на самом деле нет). Ловите лайфхак от батюшки: по его словам, сосредоточиться на дорогих вещах ему посоветовал психолог, чтобы "сменить обстановку".
Но даже брендолюбивый Баскаков меркнет по сравнению с настоятельницей Покровского женского монастыря игуменьей Феофанией, в миру Ольгой Мискиной, которая чудесным образом пересела в Mercedes за 9,5 млн рублей после препоручения под ее руководство отелей РПЦ (есть, конечно, и такие). Не стоит воображать себе места для ночевки паломников и матушку-администратора: речь идет, в частности, о пятизвездочной "Покровке" с номерами по цене до 180 тысяч рублей за ночь и "бесплатным" бонусом в виде приоритетного доступа к мощам святой Матроны Московской.
Когда новости о шикарном авто игуменьи разошлись по интернету, патриарх Кирилл благословил ее на продажу машины, пояснив, что подобные роскошные приобретения следует оформлять на обитель, а не на себя лично. Матушка вряд ли сильно расстроилась: "мерин", о котором шла речь, был уже четвертым представителем этой немецкой марки в ее коллекции (правда, первым авто представительского класса).
На самом деле сейчас уже не время сводить дебет с кредитом: вчера, 8 октября, патриарх Кирилл ушел на карантин из-за контакта с подтвержденным коронавирусным больным. В своей последней публичной проповеди он заявил:
Это очень сильный и, может быть, даже последний звонок для всех нас. Звонок, сигнал от самого Господа и Спасителя нашего, от Творца мира и Промыслителя, с тем чтобы мы действительно научились иначе мыслить, иначе относиться к каждодневным своим обязанностям, научились преодолевать суету жизни и больше думать о главном — о спасении души.
Для РПЦ пандемия коронавируса оказалась сложнейшим испытанием — в первую очередь потому, что в рядах самой церкви наметился раскол между ее служителями, часть которых отказывалась не пускать прихожан в храмы. На этом фоне в СМИ пошла волна публикаций о том, что это "диссидентство" связано с необходимостью получения прибыли, невозможного без привлечения людей на богослужения. Легойда тогда особенно сильно возмущался, считая, что храмы сравнивают с ресторанами, но факт остается фактом: среди священнослужителей очень много умерших от вирусной пневмонии.