В 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника: 8 июня день рождения летчика-аса Ивана Кожедуба

ОБЩЕСТВООбсудить в телеграм
В 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника: 8 июня день рождения летчика-аса Ивана Кожедуба

Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолет.

Также 8 июня Всемирный день океанов, День рождения пылесоса, Международный день домохозяйки и домохозяина и День социального работника, а также в этот день в 1934 году в СССР была введена уголовная ответственность родственников подсудимых за недонесение о состоявшемся или планируемом «государственном преступлении», а в 1990 году российский парламент проголосовал за приоритет российских законов над законодательством СССР.

Подробнее поговорим о родившемся в этот день летчике-асе, маршале авиации Иване Кожедубе (1920-1991). Иван Никитович Кожедуб — советский военачальник, маршал авиации (1985), летчик-ас, трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945), депутат Верховного Совета СССР (1946—1962), народный депутат СССР (1989—1991). Иван Кожедуб широко известен как летчик-ас времен Великой Отечественной войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). 

Детство

Родился Иван в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии в семье крестьянина — церковного старосты. Иван принадлежал ко второму поколению советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.

В 1934 году в родном селе Иван Кожедуб окончил школу-семилетку, затем два года учился в школе рабочей молодежи в городе Шостка и после ее окончания в 1936 году поступил там же в химико-технологический техникум.

Первые шаги в авиации

Первые шаги в авиации Кожедуб сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе, куда поступил осенью 1938 года, одновременно продолжая учиться в техникуме.

Аэроклуб он окончил осенью 1939 года, а вот окончить техникум уже не смог: за полгода до завершения срока обучения, в январе 1940 года, получил вызов в военное училище и стал военнослужащим Красной Армии, осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.

После начала войны вместе с авиашколой Иван Кожедуб был эвакуирован в Казахстан, в город Чимкент, где в должности инструктора занимался подготовкой летчиков для фронта. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта. В ноябре 1942 года он был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формировавшийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Воздушные бои

Первый воздушный бой Кожедуба произошел над собственым аэродромом: в одиночку он сражался против четверки Мессершмиттов Bf-109 и шестерки Bf-110, которые бомбили аэродром. Его Ла-5 был поврежден пушечной очередью Мессершмитта-109, бронеспинка спасла Кожедуба от осколочно-фугасного снаряда, а в суматохе боя в самолет попало 2 снаряда от своих же зенитчиков.

Кожедубу чудом удалось посадить сильно поврежденный истребитель между свежих воронок аэродрома. Самолет не подлежал полному восстановлению, и летчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолетах. Вскоре Кожедуба даже хотели забрать на пост оповещения, так как его самолет был в ремонте, но командир полка заступился за него.

В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолет-бомбардировщик Юнкерс Ю-87.

Уже на следующий день Иван Кожедуб сбил второй вражеский самолет, а 9 июля, выполнив в течение дня три боевых вылета, сбил 2 истребителя Bf-109. За эти воздушные победы он уже 22 июля 1943 года получил свою первую награду — орден Красного Знамени, а через несколько дней был назначен на должность командира эскадрильи.

Первое звание Героя Советского Союза было присвоено уже старшему лейтенанту Кожедубу за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому составу военно-воздушных сил Красной Армии» от 4 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Иван Кожедуб был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С мая 1944 года Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника.

К концу войны гвардии майор Иван Кожедуб летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провел 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. Третью медаль «Золотая Звезда» он получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Иван Кожедуб был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

В автобиографии Кожедуб утверждал, что им в 1945 году были сбиты два американских самолета P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолет.

Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолет. На его счету также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать — еще 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счет американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса.

После войны

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году он окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. В это же время оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15.

Во время войны в Корее с апреля 1951 по январь 1952 года Кожедуб командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. За это время летчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин.

В 1956 году Кожедуб  окончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова. С июня 1962 по август 1963 года — командующий 76-й воздушной армией. В 1964—1971 годах — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 года служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978-го — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу было присвоено звание генерал-полковника авиации, а в 1985-м — маршала авиации. Скончался Иван Кожедуб 8 августа 1991 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолета противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра, вероятно, занижена, что может говорить о том, что военный подвиг Ивана Кожедуба – еще более значителен.

«Пришло время детей на убой вести»: депутат Верховной рады предупредил украинцев о последнем шансе

К 80-летию Победы на деньги Украины армянские неонацисты снесут памятник героям войны

«Мотивация для наших летчиков»: Киев получил французские истребители Mirage 2000

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

В воздухе «запахло» крылатыми Taurus: в Германии прошли досрочные выборы, пришел тот, кто сменит Шольца

ОБЩЕСТВО

У возглавляемого миллионером Фридрихом Мерцем блока ХДС/ХСС большинство голосов, соответственно ему быть канцлером и тащить чемодан без ручки - Украину.

«Россию ждут перемены»: Вольф Мессинг предсказал эпоху изменений в 2025 году

ОБЩЕСТВО

Сын знаменитого предсказателя рассказал о важнейших событиях, которые ожидают страну в 2025 году, и указал переломные моменты.

«Косит всех подряд»: новый вирус пугает россиян — что о нем известно

Здравоохранение

Температура под 40, кашель до рвоты и потеря обоняния — симптомы нового вируса, который быстро распространяется по России.

«Больше не друзья»: в Азербайджане вслед за «Русским домом» закрыли представительство «России сегодня»

ОБЩЕСТВО

Отношения между двумя странами начали портиться после крушения азербайджанского самолета AZAL.

"Чемодан, вокзал, окраинский военкомат": в Кирове боец ММА напал на жен участников СВО, выкрикивая нацистские лозунги

ОБЩЕСТВО

Бойцовская лига Gas Fight исключила Матвея Леванова только после скандала, хотя татуировки с нацистскими символами боец не скрывал, как ,похоже, и свои взгляды.