Возбуждено уголовное дело, проверки ведут прокуратура и Росздрав. В больнице утверждают, что люди скончались от осложнений ковида. Такое в стране не впервые
В Подмосковье возбуждено уголовное дело по факту гибели пациентов ковидного госпиталя, который находится в Никольском Одинцовского района. Два человека, подключенных к аппаратам искусственной вентиляции легких, умерли после сбоя в системе подачи кислорода.
Инцидент произошел ранним утром 10 февраля. В реанимации больницы находились 16 человек в тяжелом состоянии, включая пятерых на неинвазивной вентиляции легких. В 06.14 по московскому времени подача кислорода прекратилась, в 06.26 она была возобновлена. В 07.20 скончался 47-летний Александр Науменко, в 07.40 — 79-летняя Надежда Сорокина.
Начальник службы безопасности Никольской больницы Владимир Бутов подтвердил журналистам, что причиной сбоя стало залипание клапана газификатора.
Телеграм-канал Life Shot объясняет более подробно: в больнице установлена емкость с кислородом, откуда он подается в два компрессионных бака — основной и вспомогательный, — и далее на ИВЛ. В системе есть клапан для переключения баков, и вот как раз он-то и залип. В результате кислород перестал поступать.
Источник Life Shot утверждает, что причиной сбоя могла стать «ошибка персонала в работе с оборудованием», а причиной смерти пациентов якобы записали не ЧП с подачей кислорода, а «тромбоэмболию легочной артерии». В это, кстати, легко поверить, читая заявление главврача больницы.
Руководитель структурного подразделения «Никольское» ГБУЗ МО «ООБ» Владимир Гордеев поспешил обвинить журналистов в искажении ситуации. Он опроверг появившиеся поначалу сообщения о трех умерших и велел вообще не связывать смерть пациентов с прекращением подачи кислорода:
«Это неправильно: не три и не из-за подачи кислорода. В момент аварии никто из пациентов не умирал. Спустя час после аварии у нас произошла смерть пациента, в момент самой аварии пациент не погибал. И еще спустя полчаса, это уже было 8 утра, скончалась ещё одна пациентка. У них были и другие совершенно причины. Но у нас же любят найти связь».
По словам Гордеева, причина сбоя неизвестна, но сотрудники больницы «оперативно задействовали мобильные ИВЛ», поэтому «в момент инцидента никто из пациентов не погиб», а значит, нельзя считать аварию в системе подачи кислорода причиной смерти больных. «Двое пациентов впоследствии скончались из-за тяжести состояния, не связанного с подачей кислорода», — описал случившееся главврач.
На вопрос о том, что же произошло, Гордеев отвечать отказался, пояснив, что не является «техническим инспектором». Устанавливать причины и обстоятельства случившегося будут сотрудники центрального аппарата Следственного комитета РФ, которые уже выехали в больницу. Держать расследование под контролем им поручил глава ведомства Александр Бастрыкин.
Проверку по своей линии проведут специалисты управления Росздравнадзора по Москве и Московской области, соответствующее поручение они получили от главы Минздрава РФ Михаила Мурашко.
Весной 2020 года в больнице был проведен капитальный ремонт для ее переоборудования в ковид-центр. Тогда же, по всей видимости, обновили и систему подачи кислорода.
Это уже не первый в России случай, когда из-за проблем с кислородом в ковид-центре гибнут пациенты. И, что характерно, всякий раз руководство больницы предпринимает определенные усилия, чтобы ситуация предстала в СМИ «нормальной».
В середине декабря 2020 года стало известно, что в ночь на 5 ноября в курском роддоме, переоборудованном под лечение коронавирусных больных, сломался уже отживающий свой срок газификатор. «В момент и после сбоя подачи кислорода погибли 14 человек», — признало областное министерство здравоохранения через полтора месяца после ЧП.
Корреспондент «Курск ТВ» побеседовал с сотрудниками больницы и узнал, что сбой произошел около 13.00, а эвакуация тяжелых больных началась лишь несколько часов спустя, и «люди синие лежали на кроватях, в том числе те, которые должны были выписываться на следующий день».
Главврач роддома Наталья Мальцева, напротив, заявила, что поломка газификатора была «своевременно обнаружена», и 38 человек сразу же эвакуировали в другие больницы. Она утверждала, что ни один больной в связи со случившимся не умер. Более того, если верить Мальцевой, ни у кого из пациентов с тяжелым течением коронавируса болезнь не обострилась.
Однако СМИ в первый же день после инцидента в роддоме сообщили о смерти одного из эвакуированных пациентов — 69-летнего мужчины с бронхиальной астмой, который был госпитализирован за три дня до этого с диагнозом «пневмония» и даже не успел сдать тест на коронавирус.
Прокуратура и управление СКР по Курской области провели проверку и установили, что во время эвакуации действительно не умер ни один больной, но в течение трех следующих суток скончались 14 человек: упомянутый 69-летний мужчина сразу же в день перевозки, еще восемь пациентов — на следующие сутки и пятеро — на третьи. Однако причиной их гибели следственные ведомства все равно назвали «двустороннюю полисегментарную пневмонию, ассоциированную с COVID-2019».
Газификатор, который эксплуатируется с 1991 года, решили не менять, а просто отремонтировали и снова используют по полной.
Аналогичная история произошла в Ростове-на-Дону, где в октябре 2020 года в ковидном отделении городской больницы № 20 в страшных муках задохнулись пациенты, находящиеся на ИВЛ. Умерли как минимум 13 человек. Местные власти замалчивали информацию, пока ее не обнародовал «Блокнот».
Среди жертв оказался главный врач этой самой больницы Юрий Дронов, тоже лежавший там с коронавирусом. Скончался он в Ростовской областной клинической больнице (РОКБ), куда его перевели после той катастрофической ночи в «двадцатке», из-за последствий перенесенного кислородного голодания. Официально причиной смерти медика стал инфаркт.
Вскоре к «Блокноту» присоединилась телеведущая и юрист Екатерина Гордон. Она объявила, что намерена добиваться возбуждения уголовного дела и привлечения к ответственности чиновников, которые должны были обеспечивать и контролировать бесперебойные поставки кислорода.
Смотрите видео по теме: «Партия праведного гнева»: то, что никогда не покажут на российском ТВ
Два дня спустя, 24 октября, анестезиолог-реаниматолог Артур Топоров, дежуривший в ростовской больнице №20 в ночь трагедии, рассказал о мучительной смерти пяти пациентов, свидетелем которой стал.
Еще через несколько дней, 27 октября, была достигнута серьезная победа в этой борьбе: в отставку ушла глава ростовского областного Минздрава Татьяна Быковская, которую местные СМИ любили называть «непотопляемой» и «вечной». Помимо всего прочего, она отличилась тем, что, пока шло разбирательство и разгорался скандал вокруг гибели пациентов, взяла отпуск и поехала отдыхать, демонстрируя всем желающим свои фото в Инстаграме.
Ростовские власти и тут не нашли мужества сказать правду: официально было заявлено, что Быковская просто вышла на пенсию по собственному желанию. Руководство региона во главе с губернатором Василием Голубевым изначально опровергло информацию о гибели больных в «двадцатке» и продолжает стоять на своем, отрицая очевидное.
Голубев заявил, что в представленном ему докладе Минздрава «такого не было». Федеральный Минздрав разобрался с этой и подобными ситуациями своим фирменным способом — запретил медикам раскрывать какие-либо подробности своей работы под угрозой увольнения и суда.
В начале ноября стало известно, что экс-министр здравоохранения Ростовской области Быковская, уволенная из-за скандала с гибелью пациентов, сама заболела коронавирусом вместе со своим сожителем. Бывшей чиновнице повезло: болезнь она перенесла в легкой форме.
Фото и видео: LIFE