Местный Госсовет собирается по этому поводу «напрячь» Госдуму
Итак, члены госсовета Татарстана в ходе заседания не приняли решение о поддержке законопроекта, запрещающего зачислять в школы детей мигрантов, не знающих русского языка.
Данный законопроект был внесен в Госдуму 25 ноября, в этот же день Совет Думы направил законопроект в рассылку. Авторами инициативы в том числе выступили Вячеслав Володин и лидеры всех думских фракций.
В авторах, законопроекта, также и депутат Госдумы от Татарстана, председатель комитета по контролю Олег Морозов. Внушительный состав, который обычно сильно помогает принятию поправок к законодательству. Депутаты предложили дополнить тремя частями статью 78 федерального закона «Об образовании».
Во-первых, ввести обязательное тестирование на знание русского языка при приеме в школу. Как отмечается в пояснительной записке, владение русским является базовым условием «самой возможности обучения в Российской Федерации». «Обязательное тестирование вводится в целях обеспечения успешного освоения иностранными гражданами образовательных программ», — отметили авторы. Если ребенок провалил экзамен, к обучению его не допустят. Также в школы не примут тех, кто незаконно находится в стране. При приеме необходимо предоставить соответствующий документ.
Сейчас у школ есть право, но не обязанность проводить «языковую диагностику» поступающих детей. Как указали депутаты, проведенная в этом году проверка минпросвещения РФ показала, что проверку на знание языка проходили не все дети иностранных граждан. Какая доля такую проверку не прошла, в пояснительной записке не уточняется. Оговаривается также, что порядок проведения обязательного тестирования определит минпросвещения РФ, а необходимые методические материалы и критерии оценки разработает Рособрнадзор.
Тянуть с принятием Дума не намерена и, похоже, собирается воплотить идею в жизнь уже до конца года. 10 декабря законопроект будет рассмотрен на пленарном заседании в первом чтении, заявил Володин.
«Совет Думы направил законопроект о запрете зачислять детей мигрантов в школы без знания русского языка в рассылку в регионы. 9 декабря законопроект рассмотрит профильный комитет, в первом чтении планируем рассмотреть его на пленарном заседании Госдумы 10 декабря», — сказал политик.
Видимо, потому документ так оперативно разослали в регионы, а Госсовет Республики Татарстан так быстро объявил публичную позицию. Ведь на следующей сессии, в декабре, республике выступать было бы уже поздно.
Местные коллеги на условиях анонимности пояснили, что как правило, Госсовет Республики Татарстан одним вопросом одобряет весь пакет поступивших федеральных инициатив. Но, как оказалось, 28 ноября, на этом заседании всё пошло по-иному.
На поправках к закону «Об образовании» решили остановиться отдельно. Глава комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрат Зарипов кратко представил суть предложенных изменений и предложил депутатам ознакомиться с позицией комитета в айпадах. Какая позиция, почему-то не сказал. Хотя не все избранники могли успеть, ведь комитет обсуждал инициативу за полчаса до начала заседания. Позже выяснится, что комитет законопроект поддержал, что удивило спикера Госсовета Фарида Мухаметшина и он сразу передал слово депутату и руководителю исполкома совета ассамблеи народов РТ Ренату Валиуллину, имеющему «прямое отношение к этим вопросам». Впрочем, и для самого Фарида Хайрулловича тема должна быть знакомой, ведь он аж с 2007 года возглавляет ассамблею.
Валиуллин, выступая на татарском, заявил, чтокаждый живущий в нашей стране должен знать русский язык. Но задал вопрос:
«В случае если таких детей не принимают в школу, куда они должны идти? Таких детей большое количество, и отказ в обучении может маргинализировать их или криминализировать». И законопроект не отвечает на вопрос, как избежать подобного сценария. «Нельзя считать, что в законопроекте все хорошо продумано. Я считаю, принимать закон в таком виде преждевременно, поэтому я против принятия законопроекта», — заключил спикер.
Его тут же поддержал Герой России Расим Баксиков, предложив искать «другие способы». «По поводу непринятия детей в школу. Во-первыхтакой ребёнок — это бандит. Во-вторых, если он не знает русского языка и не пойдет в школу, а где он будет учить его? И в-третьих, это заранее делает предпосылки к тому, что патриотом его потом назвать никак нельзя будет. Просто будущий бандит!»
А вот глава регионального отделения ЛДПР Руслан Юсупов идею поддержал. Если дети иностранцев хотят учиться в российских школах, то они должны подготовиться заранее и нанять преподавателей для изучения русского языка. «Потому что очень много жалоб. Дети приходят, не зная русского языка, и оттягивают полностью весь класс. И это проблема очень большая. Поэтому я считаю, что надо внести закон и принять его», — призвал Юсупов.
Председатель госсовета Фарит Мухаметшин, в свою очередь, заявил, что при отказе от поддержки федерального закона региону придется предоставить собственную альтернативу. Только какую? Это никто не понял и не предложил. Члены президиума стали наперебой ему объяснять, что вопрос в любом случае необходимо ставить на голосование, поскольку от регионов требуется только выразить свое отношение, а не предложить поправки.
Поскольку получился, мягко говоря, какой-то парадокс. Профильный комитет поддержал проект федерального закона, а многие депутаты нет. Мухаметшин не мог понять, как поставить вопрос на голосование. В конце концов, после долгих уточнений председатель Госсовета все же вынес на голосование законопроект, но «с некоторыми сомнениями».
«Коллеги, комитет вот такую озабоченность проявил и поддерживает этот законопроект. Но за этим должна последовать тоже наша работа дальнейшая — предложить свои варианты» - заявил он.
Что называется без комментариев. Это уже говорит об уровне главы законодательного органа, одного из ведущих регионов Российской Федерации.
По итогам голосования решение принято не было. «За» проголосовали 20 депутатов, против — 27, воздержались 25 народных избранников. «Решение принято, переголосовывать уже не будем», — закрыл дискуссию Мухаметшин.
Также прозвучали фразы, что разработчиков законопроекта ( а это напомним Володин и главы всех фракций – Блокнот), надо «напрячь», чтобы они внесли поправки и нашли какие-то пути решения проблем. Правда какие, никто не озвучил.
Как и Герой России местный депутат Расим Баксиков, так и не прояснил, каким образом патриотом станет тот ребенок, который не владеет государственным языком? Какими не криминализованными мигрантеши стали в наших школах заметно просто по валу информации, о драках и избиениях детей русских детей в школах. Например, вот этот случай. Или этот.
Вот ещё. На этих случаях можно не то, что роман, а собрание сочинений издать.
Ну, и очередной раз, повторимся о том, что, например, любой из нас, кто поедет работать в другую страну или переедет туда на ПМЖ, и уж если тем более отправит детей учиться в школу любой страны, то это ОБЯЗЫВАЕТ овладевать языком той страны. И за свой счет. Почему здесь должно быть по-иному?
В итоге как пояснили в пресс-службе Госсовета РТ, предложение профильного комитета поддержать законопроект «не нашло поддержки». Согласно ст. 115 регламента, вопрос сняли с рассмотрения и какого-либо постановления не приняли. И хотя формально решения нет, позиция понятна: парламент против принятия инициативы в нынешнем виде. Теперь Татарстан, видимо, будет отражать свою позицию уже в Госдуме. Интересно там они предоставят свои «конкретные предложения»?
«Сегодня на межведомственном уровне идёт напряжённая работа по подготовке принятия закона о запрете обучения детей мигрантов, не владеющих русским языком. Это действительно многоуровневая проблема и задача, поставленная руководством страны. Особенно сложно её решать, когда некоторые государственные структуры (такие есть в структурах Правительства) категорически не хотят участвовать в этой работе, заявляя, что это не их функция/проблема. Что, конечно, совершенно неправильно. Но совсем ненормально, когда законодательный орган субъекта выступает против общегосударственной позиции по стратегически важному вопросу.
Напомню, что именно Президент России дал соответствующее поручение на решение проблемы, связанной с растущим / большим процентом детей мигрантов, не говорящих на русском языке, которые ходят в российские школы, отрицательно влияя на качество образования наших детей. Давая такое поручение, Глава государства единственно верно обосновал его защитой конституционных прав наших детей, наших граждан. И это не просто слова: есть соответствующие поручения В.В.Путина.
Поэтому с учетом этой позиции тем более непонятно выглядит демарш (по-другому не назовёшь) Госсовета Татарстана, который не поддержал готовящуюся на федеральном уровне законодательную инициативу. Тем самым ГС РТ выступил фактически в противовес позиции Президента РФ, Государственной думы РФ, Совета Безопасности РФ и наперекор интересам и конституционному праву на качественное образование российских граждан. Странная, однако в последнее время вырисовывается тенденция». – Озвучил позицию в телеграмм – канале председатель Национального антикоррупционного комитета РФ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов.
Между тем на начало 2024/25 учебного года языковую диагностику прошли 154,8 тыс. детей мигрантов, то есть 74,4% от общего числа детей-мигрантов, которые учатся в российских образовательных организациях всех уровней. Более 58% детей-мигрантов успешно прошли диагностику на знание русского языка, которая проводилась в российских школах в октябре, у более 23% трудности в обучении, а почти 18% знают язык плохо или не знают совсем, приводило данные РБК.
Самое интересное: