Донецкая и Луганская республики синхронно заявили о желании стать частью РФ в ближайшее время.
19 сентября глава ДНР Денис Пушилин в телефонном разговоре с коллегой из ЛНР Леонидом Пасечником обсудили обращения общественных палат и решили синхронизировать дальнейшие действия республик по вопросу подготовки к референдуму о присоединении к России. 20 сентября в ЛНР уже отчитались о технической готовности к голосованию. А замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев заявил, что референдум «необходимо проводить», по сути, поддержав от лица официальной российской власти «инициативу снизу». Для чего присоединить Донбасс хотят именно сейчас и в срочном порядке? Что это даст республикам и России?
Что может измениться
Как заявил Дмитрий Медведев, «референдумы в Донбассе имеют огромное значение не только для системной защиты жителей ЛНР, ДНР и других освобожденных территорий, но и для восстановления исторической справедливости». Также он отметил, что после принятия республик в состав России геополитическая трансформация в мире станет необратимой.
Вот только если с «трансформацией» и «справедливостью», более менее, понятно, то с «системной защитой» - нет. Ведь защита Донбасса – главная цель СВО, заявленная президентом. Как мы видим сегодня на практике, задействованных на это сил российской армии оказалось недостаточно – ВСУ наступают, вернули контроль над Харьковской областью, начали атаку на Луганскую республику и ежедневно убивают мирных жителей Донецка. При этом продолжают контролировать значительную часть территории ДНР. Значит, проведение референдума призвано каким-то образом повлиять на имеющуюся расстановку сил. Но как?
Украинцев официальное присоединении территорий в России не испугает. Они уже обстреливают наши приграничные области, убивают мирных граждан РФ, разрушают их дома, как это было в белгородских Валуйках или брянском Климово.
Более того, ни в Киеве, ни в Вашингтоне не признают референдум, а, значит, даже формальных ограничений при использовании вооружения здесь не будет (речь о запрете США на ракеты «Химарс» для ударов по территории России).
А тем временем выясняется, что в Мелитополе начался общенародный съезд граждан, на котором обсудят вопрос проведения в Запорожской области референдума о присоединении к РФ. А власти Херсонской также намерены сделать заявление по референдуму, сообщил замглавы администрации области Стремоусов. Мол, возврата в прошлое уже не будет, Украина перестала существовать. Но и подобная точка зрения обеспечивается вовсе не голосованием, а вводом войск в Киев и Львов. Для чего в этой ситуации волеизъявление, особенно – в столь сжатые сроки?
«Ради гарантий будущего детей»
Для чего референдум Донбассу – достаточно понятно. «Люди хотят добиться гарантий своего будущего и будущего своих детей», – пояснил политолог Алексей Мартынов.
Как заявил председатель общественной палаты Луганской республики Алексей Карякин, «сегодня ни один житель ЛНР не может чувствовать себя защищённым».
- Но мы знаем, что Россия своих в обиду не дает. Когда мы станем РФ, появятся рычаги, которые позволят остановить эти вероломные обстрелы, - убежден он.
Плюс - российские государственные гарантии и социальные выплаты. Да, сегодня Россия выплачивает пенсии и пособия жителям и Луганска и Донецка. Но одно дело платить соседнему государству в качестве жеста доброй воли, а другое - своим собственным гражданам в рамках своей страны.
Но для чего России срочно потребовался референдум? Какие такие возможности вдруг откроются, которых не было?
Скажем, объявить войну Украине мы могли после первого же удара по территории России – в феврале. Или хотя бы после того, как они расстреляли нефтебазу в Белгороде с вертолетов. Или после проведенных нашим Минобороны «красных линий», которые ВСУ перешли несколько десятков, если – не сотен, раз.
Российский волонтер и общественник Александр Жучковский согласен, что «сейчас важнее другое – какие военные решения за этим последуют».
Война с НАТО и ядерный ответ
Журналист и общественный деятель Маргарита Симоньян считает: если Донбасс войдёт в РФ, то удары по ЛДНР станут полноценной войной Украины и НАТО с Россией. Мол, казалось бы, сегодня наши войска и так защищают ДНР, только-только освободили территорию ЛНР от Киевского режима.
- Но не надо путать. Сейчас Россия проводит специальную военную операцию. Если республики войдут в состав страны, это будет уже не спецоперация, а полноценная защита своей территории. Как если бы вражеские войска вторгались на территорию Самарской области или Ленинградской. Удары по территории России становятся полноценной войной Украины и НАТО с Россией, развязывающей нам руки во всех отношениях. Немедленный референдум — это Крымский сценарий, и это ва-банк, - заявила Симоньян.
Политолог Андрей Гусий согласен с тем, что когда регионы станут частью России, военное вторжение в них может быть отражено в том числе ядерным оружием.
- Только так и можно обеспечить безопасность не только вошедших регионов, но и других приграничных областей, которые также подвергаются атакам. В ином случае будут продолжаться атаки, будут гибнуть мирные граждане, так как ракеты режима Зеленского давно не видят границ и красных линий, - подытожил аналитик.
Но использование оружия массового поражения переведет военный конфликт совсем на другой уровень эскалации. Так как существует вариант симметричного ответа со стороны США и НАТО. И это будет означать третью мировую войну.
До конца еще не ясно, готова ли Россия перейти к таким действиям. А то, что ВСУ не прекратят нападение и после проведения референдума, можно сказать однозначно. Скорее, следует ожидать еще более ожесточенных атак, что поставит руководство России в непростое положение.
Если, скажем, верить Эрдогану, и Владимир Путин сказал ему, что желает как можно скорее закончить конфликт на Украине, то вряд ли он имел в виду «ускорение» в виде десятка тактических ядерных ударов по ВСУ и Киеву. Риторика и эмоциональный настрой главы России сейчас существенно отличаются от периода февраля текущего года. Хотя, конечно, кто знает.
Вот, например, крымский политолог Леонид Петров убежден, что «Лондон с Вашингтоном не согласится гореть в ядерном огне из-за Жмеринки или даже Киева», а самим ВСУ оружие массового поражения не передадут, опасаясь, что оно попадет на «черный рынок». Так что, ядерный сценарий не исключается.
Ловушка для ВСУ
Крайне любопытную версию высказал донецкий военный эксперт Владислав Угольный. Он считает, что референдум может стать тактическим инструментом для провоцирования ВСУ:
- По результатам референдума о вхождении республик Донбасса, а также как минимум Херсонской области, часть российской территории де-юре будет находиться под оккупацией иностранного государства. Это раз. Силовые подразделения народных республик будут введены в состав соответствующих российских структур. Основа для этого есть, в частности — известное расширение штата российской армии на 150 тысяч человек с 2023 года. Это два. Автоматически возникнет вопрос о статусе мобилизованных жителей ЛДНР. Решение этого вопроса будет зависеть от решения российского руководства в отношении военного положения в самой РФ. Это три. В-четвёртых, анонсирование референдума является приглашением ВСУ к интенсификации наступления и террористической войне. Украинское политическое руководство и их иностранные кураторы будут поставлены в неудобное положение необходимости срыва референдума. Т.к. это, как минимум, политическое поражение для Украины. Из четвертого пункта вытекает вероятность ловли ударных бригад ВСУ на живца. Подобный вариант будет все более похожим на правду, если даты референдум обозначат не «вот прям щас», а на, допустим, 4 ноября.
Командир бригады «Восток», сражающейся с ВСУ, Александр Ходаковский считает, что референдум позволит мотивировать российскую армию:
- Сейчас солдаты понимают, за что они воюют, только логически. Но если Россия присоединит отвоеванные территории, то каждый солдат должен будет осознать, что теперь он воюет за СВОЮ землю - это кардинально меняет отношение к происходящему. Пусть не сразу, пусть с задержкой - но в головах произойдет переустановка мотивов. Какие присоединение даст дополнительные инструменты на государственном уровне - это лучше знают специалисты, - но русскому солдату очень не хватает простого и ясного понимания, что он защитник, а не легионер.
Тревожная ситуация
Киевские власти предполагают, что цель референдума – открыть путь к всеобщей мобилизации в РФ. Это мнение высказал украинский глава Луганской ОВА Сергей Гайдай.
- Оккупанты могут провести фейковый «референдум», наскоро как-то его слепить, признать «результаты». По результатам они все «захотят» вступить в состав РФ. И дальше уже наша деоккупация временно оккупированной украинской Луганской области, с точки зрения РФ, будет «прямым нападением на Россию», и это позволит провести всеобщую мобилизацию, объявить войну, – заявил Гайдай.
Хотя с этой логикой не согласен известный украинский блогер Анатолий Шарий, заявивший: «А что, Белгородская область давно перестала быть частью Российской Федерации»?
Доктор политических наук, профессор Московского института национальных и региональных отношений Игорь Скурлатов считает, что поспешность референдума вызвана необходимостью успокоить население Донбасса, которое все больше возмущается «помощью» России. По сути, большая часть мужчин на фронте, женщины и дети сидят под обстрелами, и еще нависает риск сдачи территорий российской армией:
- Заверениям официальных российских лиц люди не верят. Под Харьковым сам Турчак гарантировал , что Россия пришла «навсегда», а потом вон что приключилось. Ситуация тревожная. И чем дальше не будет наступления ВС РФ - тем больше будет эта тревожность увеличиваться. Особенно сейчас, когда каждый день неофашисты расстреливают мирное население освобожденных как бы территорий.
При этом за рамками обсуждения темы остается еще один аспект: насколько россияне хотят расширения страны за счет присоединения новых территорий? Формально, по Конституции, проведение референдума для выяснения этого не требуется. Хотя, если сравнить с житейской логикой, вряд ли кто-то признает законным разрушение стен между двумя квартирами по решению только одной из них. А ведь с учетом последствий, которые могут наступить при присоединении Донбасса, было бы неплохо уточнить у граждан России: не пугают их риски ядерной войны, всеобщей мобилизации и конфликта с НАТО во имя поддержки наших братьев из Донецкой и Луганской областей? Скорее всего, большинство будет все равно «за». Но этичнее для власти было бы все таки поинтересоваться.