Местные чиновники попытались замять все благостным отчетом, но лавину уже не остановить – к делу подключилась и прокуратура.
Невероятный скандал накрыл маленький 24-тысячный городок Бутурлиновка в Воронежской области. Нераскрытый в целях личной безопасности источник издания «Блокнот Воронеж» прислал корреспонденту десятки фотографий со связанными и «распятыми» на кроватях детьми. По словам автора послания, так выглядит жизнь воспитанников Бутурлиновского детского дома-интерната для умственно отсталых детей.
«Это своеобразный способ «воспитания», который настоятельно «рекомендует» руководство детского дома. В ходе одной из проверок замер на контрольных весах показал наличие 30% мясных продуктов (от нормы). Но этот и подобные ему инциденты не получили никакого дальнейшего развития, поскольку у директора учреждения существуют серьезные покровители. И, соответственно, у детей отсутствует второй завтрак и второй ужин», — говорится в сопроводительной записке к фотографиям.
Человек, сделавший снимки, также заверил, что в интернате есть и другие проблемы: врачи якобы работают на полставки и появляются на работе в основном на время проверок, количество детей в группах превышает нормы, продукты для малышей разворовываются на систематической основе.
Прежде чем публиковать информацию журналисты направили материалы в областной департамент соцзащиты. Если вкратце, там заявили, что во всей этой информации нет ни грамма правды и вообще – это все «провокация». При этом, судя по комментарию под материалом, после обнародования чиновники таки решили написать заявление в СК и на фотографа, и на «Блокнот Воронеж». За… внимание – распространение в сети интернет фотографий этих детей без запроса на разрешение от опекунов.
Тут же возникает вопрос: так это все-таки ваши дети связаны или как? У вас там все в порядке, дорогие соцзащитники?
В скором времени региональное управление СК действительно возбудило уголовное дело с проверкой во все поля – силовики будут изучать и версию истязаний, и версию ложного доноса. Правда, менее чем через час после их релиза дело на свой контроль поставил глава всея СК России Александр Бастрыкин. И поручил местному главному следователю Левиту доложить о ходе расследования.
Скандал, распространяющийся в режиме цунами, заинтересовал и областную прокуратуру, которая решила дать свою «правовую оценку действиям должностных лиц».
А утром 9 ноября на редакцию «Блокнота» вышла бабушка, которая, несмотря на замазанное лицо, узнала своего внука на фотографиях. Она рассказала, что малыш действительно проживает в Бутурлиновском интернате, но она не знала в каких условиях содержат ее малыша. По словам родственницы, когда она приходила в учреждение, там всегда была идиллия, чистота и порядок. Сейчас же она пребывает в шоке.
К сожалению, мальчик не говорит, поэтому рассказать, что происходит в этом ДДИ он не сможет даже родственникам.
Фрагмент из сопроводительного письма:
«Когда в детском доме ждут «гостей», руководитель учреждения умеет очень быстро создавать красивую картинку, радующую глаз посторонних. А в повседневной жизни бытует другая реальность, в которой в игровых комнатах отсутствуют игрушки и можно видеть связанных детей. Причем фиксации подвергаются дети без назначения психиатра. Это своеобразный способ «воспитания», который настоятельно «рекомендует» руководство детского дома».
Фрагмент переписки. Как утверждает источник – из внутреннего чата персонала
Наш осведомитель жаловался и на другие интересные вещи: количество детей в группах существенно больше нормы, врачи работают на полставки и приезжают в основном перед комиссиями (хотя учреждение предполагает постоянную психиатрическую помощь воспитанникам), продукты, поставленные для детей, разворовываются на систематической основе.
Фрагменты из сопроводительного письма:
«В штатном расписании есть должность замдиректора по медицинской части, которая на протяжении всего периода работы нынешнего директора вакантна. Хотя из Бутурлиновской ЦРБ неоднократно приходили кандидаты на эту должность: Солодовникова И. Н., Барканов О. Г. и т.д.). Но им всем отказывали по разным причинам. Поскольку директору удобней «решать» такие своеобразные вопросы с подконтрольным ему медперсоналом, чем отдавать часть своего всеобъемлющего могущества грамотному врачу».
«В ходе одной из проверок замер на контрольных весах показал наличие 30% мясных продуктов (от нормы). Этот и подобные ему инциденты не получили никакого дальнейшего развития, поскольку у директора учреждения Скользнева Н.С. существуют серьезные «покровители». И, соответственно, у детей отсутствует второй завтрак и второй ужин».
По словам собеседника издания, глава департамента Ольга Сергеева бывала в этом доме-интернате. Правда, всего один раз и недолго – в районе получаса.
Фрагмент из сопроводительного письма
«Однако при этом руководитель департамента соцзащиты предельно внимательно контролирует снятие средств со счетов воспитанников интерната и закрывает глаза на то, что директор детского дома организовал целую систему поборов с родителей воспитанников. Он заставляет персонал выпрашивать у родителей деньги (перечислено 12 семей, но мы убрали фамилии по соображениям конфиденциальности – авт.), которые затем переводятся на карты его доверенных сотрудников или передаются наличными при посещении детей (перечислено 5 должностных лиц, их фамилии имеются в распоряжении редакции).
Собранную информацию вместе со снимками «Блокнот» передал в департамент социальной защиты. Через 6 дней от ведомства был получен ответ, суть которого заключается в том, что в письме от источника нет ни одного слова правды.
— В целях изучения информации, указанной в запросе, 2 ноября осуществлен внеплановый выезд в Бутурлиновский ДДИ первого заместителя руководителя департамента социальной защиты Воронежской области. <…> Сотрудники интерната показали хороший уровень обеспечения комфортного проживания для детей и подростков с ментальными расстройствами. <…> Считаем, что сведения, предоставленные в редакцию издания «Блокнот Воронеж», являются недостоверными и носят провокационный характер. Вместе с тем по фактам, изложенным в обращении, в настоящее время проводится соответствующая проверка, — говорится в ответе на запрос.
Полная версия ответа:
Никакой концовки у этого текста не будет. Ни размашистых выводов, ни душещипательных речей, тщетно ищущих слезу в глазах читателя. Просто хочется верить, что на этот раз чиновники сказали правду. Ведь реальность едва ли может быть настолько чудовищной.
Но пока темой плотно занимаются силовые ведомства, а интерес к скандальной истории проявили ведущие СМИ страны, в том числе «Царьград», RTVI, "Аргументы и факты", телеграм-канал Baza и так далее.
Заинтересовались происходящим в Бутурлиновском детском доме и правозащитники, в том числе юрист Екатерина Гордон.
"Я требую, чтобы всю эту шоблу, делающую вид, что они занимаются детьми у нас в стране разогнали! Эти беспомощные омбудсмены, ручные прокуроры, вонючие органы опеки… Дети сироты в России подвергаются насилию, в том числе сексуальному, наказать педофилов, истязателей, уродов, списывающих здоровых детей в ДДИ и продающих их иностранцам невозможно!" - написала она своем канале.
Гордон выразила желание, чтобы ситуацию вокруг детей-сирот в России взял на контроль президент России.
«Мне осточертели марионетки которых вы ставите в министерства просвещения, здравоохранения и фейковыми борцами за права детей. Никто их них не поднял жопу и не проехал по этим сиротским учреждениям и ДДИ и не посмотрел в глаза этим мученикам! Никто! И никому не нужны там камеры и проверки! Я не буду петь и читать стихи на ваших концертах пока я, как и многие правозащитники знают точно, что каждый месяц и день ломают, уродуют и насилуют беспомощного ребёнка в нашей великой стране», - заявила Екатерина Гордон.
Тему происходящего в Бутурлиновке также прокомментировала психолог-психотерапевт Центра трудных подростков Анна Хоботова.
"Работать с трудными больными детьми очень сложно, знаю сама как психолог по работе с трудными подростками. Однако такие «карательные»методы воспитания больше похожи на методы воспитания в тюрьмах. То есть пыточные условия содержания и нечеловеческое отношение.
Если вы не можете быть терпимыми и милосердными к таким деткам, просто не работайте в таких учреждениях и все. Идите торгуйте на рынок, в воспитательные колонии (хотя и там эти методы непозволительны), но не с брошенными и больными детьми!
При этом сама, как мама приемного ребёнка, знаю не понаслышке, как трудно оформить опекунство или усыновить ребёнка нормальному, даже успешному человеку. Нужно доказывать свою состоятельность, как родителя и доказывать, что с тобой малышу будет точно лучше нежели в детском доме. На вас будут укоризненно коситься те же «профессиональные» сотрудники социальных служб (как в Воронеже которые закрыли глаза на беспредел) с вопросом зачем вам приёмный, почему не замужем, и вообще в принципе зачем вам ребёнок, ведь у вас и так все хорошо.
На мой, пусть и субъективный взгляд, и как психолога, и как приемной мамы, необходимо повышать квалификацию сотрудников социальных служб и опеки. Органы власти должны пересмотреть законодательство в этом плане, ужесточить отбор кандидатов в социальные службы, органы опеки, детские дома, ввести, возможно, общественный контроль за данной системой образования, выявлять подобные ситуации и принимать меры, а не замалчивать все. Вы замолчали, вы тоже преступники. В тюрьмах есть общественный контроль за обеспечением прав лиц в местах принудительного содержания, а здесь нет! Не кажется ли законодателям это странным?!
В конце концов ужесточить наказание за подобные действия и признавать их не халатным отношением, а пытками, согласно ст.286 с 5 УК РФ! В ваших руках сегодня судьбы детей, которые с таким отношением обозлятся на мир и будут это вымешать через 5-7 лет не только на этих сотрудников -«душегубов», но и на всех окружающих. И в чем они будут виноваты если когда-то и их, беззащитных, подвергали пыточным условиям, унижениям и обидам вместо защиты и любви итак брошенных и больных детей«, - заявила эксперт в разговоре с »Блокнотом".
Автор: Александр Ежевский