Интернет породил новую политическую идеологию. Ее сторонники называют себя пиратами. Во многих странах мира созданы Пиратские партии, которые объединились в Пиратский интернационал. Пиратские партии официально зарегистрированы в Германии, Канаде и Австралии. Но ряд стран, в том числе Россия, не спешат с признанием нового движения. Минюст России уже три раза отказывал Пиратской партии в регистрации. Чиновники аргументируют: название партии не соответствует ее программе. Об этой ситуации и о целях пиратского движения мы побеседовали с членом штаба (руководящего органа) Пиратской партии России Павлом Рассудовым. /на фото: Павел Рассудов на митинге Пиратской партии/
- Министерство юстиции неоднократно отказывало Пиратской партии России в государственной регистрации. Пресс-служба минюста мотивировала: название партии не соответствует ее программе. Что вы об этом думаете?
- Отказ в регистрации партии из-за названия является юридически незаконным, а значит политически мотивированным. Мы судимся по этому поводу, но российское правосудие очень неторопливо.
Минюст продолжает настаивать на том, что наша партия - это морские пираты, таким образом, полностью игнорируя реальность.
Заявление минюста, что программа партии не соответствует названию, является произволом, так как по закону о политических партиях минюст не имеет права давать таких оценок. Очень жаль, что орган власти, призванный следить за соблюдением закона, сам нарушает закон.
- Какие цели у вашей партии?
- Цели партии связаны со свободой информации. Это не только свобода в интернете, но и раскрытие государственных данных, сведений о работе чиновников, контроль депутатов и президента. Безусловно, мы выступаем за неприкосновенность частной жизни и не только в сети, а также за реформу патентной системы. Сегодня России выгодно ослабление режима так называемой интеллектуальной собственности, ВТО (Всемирная торговая организация. – «СГ».) с его соглашениями отрицательно влияет на нашу экономику.
- Минюст увидел в вас морских разбойников, а вы сами какой смысл вкладываете в название «пиратская»?
- Пиратская идеология - это такая современная политическая идеология расширения гражданских свобод. Исторически сложилось, что торговцы правами авторов пытались создать негативный термин для людей, нарушающих авторские права. Но сегодня система охраны авторских прав такова, что девяносто процентов пользователей интернета стали пиратами. Поэтому мы считаем, что в такой ситуации необходимо менять закон, делающий всех людей преступниками, а не граждан.
- В каком направлении необходимо менять законодательство об авторских правах?
- В сторону установления баланса интересов, прежде всего, между пользователями, авторами и, конечно, правоторговцами. Ситуация, когда срок авторских прав составляет семьдесят лет после смерти автора, - это бред! Такой закон не стимулирует авторов к творчеству, но защищает монополию на копирование тех, кто завладел правами автора.
Мы считаем, что некоммерческий файлообмен между пользователями интернета должен быть декриминализован. Пользователь, который не продает чужие результаты интеллектуальной деятельности, должен быть выведен из-под уголовного преследования. Эти люди, а таких, как я сказал, девяносто процентов пользователей, не являются пиратами.
Но главная битва впереди, когда через пять, десять лет большое распространение получат 3D-принтеры.
- Что произойдет?
- Вас будут привлекать к ответственности за нарушение лицензии при печати обыкновенных вещей: нож, обувь, другие предметы быта. Потому что эти предметы часто охраняются авторским правом. И владельцы этих прав будут использовать государство для защиты своей монополии, как, например, бывший начальник московского метро, который зарегистрировал патент на двухосевую повозку для железнодорожного транспорта, как будто это он ее изобрел, а не люди древнего мира.
Бытовое применение 3D-принтеров пока не развилось, это еще игрушка для гиков. Но ситуация скоро изменится, как это случилось однажды с персональными компьютерами, которые очень быстро стали массовым явлением. Пользователей 3D-принтеров, используемых для изготовления предметов в домашних условиях, вероятно, будут привлекать к уголовной ответственности. И случится то же самое, что и с копированием фильмов - законодательство какое-то время будет отставать от реальности, тормозить прогресс.
- Можно ли считать пиратскую политическую идеологию социальной?
- Некоторые считают, что пиратская идеология является левой, однако, мы считаем это утверждение не совсем точным, поскольку пиратская идеология находится на стыке идей, с одной стороны, максимальной общественной пользы, с другой - максимального расширения индивидуальных прав.
- Предположим, что проблема с авторскими правами решится в нужном вам направлении. Будет ли тогда необходимость в вашей партии?
- Мы бы хотели, чтобы это было так. Чтобы проблемы разрешались. Как, например, и коммунистическая партия после достижения коммунизма должна распасться.
Но авторское право - это только одна из проблем, которую решает наша партия. Вы забыли про свободу информации, которая и свобода слова, и прозрачность власти - доступ к государственным данным, и прямая электронная демократия. Думаю, что лет на сто нам хватит проблем, а там посмотрим.
- Вы сказали, что ваша идеология – на стыке двух идей, но, вероятно, также - на стыке двух реальностей, или реалий, если хотите, - «виртуала» и «реала». Поясните, какая существует идеологическая связь между вашей позицией по авторским правам и требованиями о прозрачности и контроле госструктур?
- Наши претензии к системе авторского права связаны с нашим краеугольным принципом свободы информации. Прозрачность и доступ - это также частный случай свободы информации. Государство существует на деньги налогоплательщиков, поэтому мы имеем право знать все о работе чиновников, депутатов и прочих бюджетников - это наша информация. И она является основой для контроля граждан за своим государством.
Что касается двух реальностей. Пространство интернета - это такая же реальность, просто в ней господствует немного другая культура и этика, во многом более передовая, чем в так называемом реале. Эта среда более открытая и демократичная, и именно эти ее черты мы пытаемся привнести в жизнь. Мы привыкли к тому, что в сети все изначально равны. Выше может стать тот, кто умнее или что-то умеет делать лучше других, мы привыкли к новому управлению проектами на основе открытости, как например, в Википедии или Свободном Программном Обеспечении. Мы привыкли к абсолютной свободе слова и прямой демократии в сети и теперь несем эти ценности, насаждаем их в реальном мире.
- Сколько сторонников у Пиратской партии России?
- Через электронную форму на нашем сайте в партию вступило около десяти тысяч человек, нашу петицию за отмену антипиратского закона на сайте РОИ (Российская общественная инициатива. – «СГ».) поддержало сто тысяч человек, все это - наши сторонники. Пираты есть во всех субъектах Российской Федерации, большая концентрация, конечно, в регионах с хорошим проникновением интернета. В 47 регионах отделения партии были оформлены официально.
- Какими проектами занята Пиратская партия России?
- Во-первых, это проект РосКомСвобода, который занимается мониторингом несправедливых блокировок сайтов и в целом следит за законодательной ситуацией в сфере интернета. Периодически мы запускаем проекты по мониторингу госсайтов на предмет открытости. В настоящее время готовим образовательный проект по обеспечению безопасности пользователей в сети. В ноябре 2013 года был дан старт кампании по развитию концепции реформирования авторских прав в России. Кроме того, мы разрабатываем программное обеспечение, связанное с реализацией проектов прямой электронной демократии.
- Есть элемент эпатажа в названии Пиратская партия?
- Нет, мы считаем это название скучным. Для нас название пиратская – это, прежде всего, дань традиции и свидетельство того, что мы принадлежим к единому глобальному идеологическому течению, которое обрело организационную форму в виде Пиратского интернационала, объединяющего более шестидесяти пиратских партий по всему миру.
Самое интересное: