Они считают, что небольшие учения ВМС РФ могут распугать путассу и тунца, рыба уйдет в воды других стран и не достанется ирландцам, которые понесут убытки.
«Получай, Путин!» — с такими заголовками выходят в последние дни ирландские СМИ, подзуживая своих соотечественников-рыбаков на выступление против российского военно-морского флота. Дело в том, что рыболовы намереваются выставить свои суда против военных кораблей ВМФ РФ, чтобы «мирным путем» сорвать запланированные военные учения возле юго-западного побережья Ирландии.
Ирландская пресса подает эту готовящуюся акцию как «социальную». Рыбаки крайне взволнованы тем, что российский флот запланировал маневры в международных водах, и все это будет происходить примерно в 160-170 км от побережья Ирландии. Тамошние эксперты уже высказали свое авторитетное мнение по поводу того, что подобные учения «угрожают жизненно важной для морской фауны зоне обитания», поэтому от действий российских военных может пострадать рыболовство. Рыбаки же попросту говорят, что «им распугают всю рыбу».
Посол России в Ирландии Юрий Филатов призывает не паниковать и не устраивать ажиотаж по поводу планируемых учений, поскольку они не планируются масштабными: в них примут участие «три-четыре корабля, не больше». Однако ирландская общественность не склонна верить таким заявлениям и предпочитает рассматривать все в плохом свете.
«Под угрозу будут поставлены средства к существованию рыбаков и их семей по всему побережью. Это наши воды. Мы рассматриваем это так, как если бы русские отправили к нам на сушу свою военную технику для запуска ракет в рамках учений — и что, нам следовало бы с этим смириться?» — возмущается исполнительный директор Ирландской организации производителей рыбы Патрик Мерфи.
По его словам, в том районе, где российский флот планирует проводить маневры, обитает около полмиллиарда тонн путассу. Если суда распугают рыбу, она уйдет — возможно, в территориальные воды других государств, и тогда ирландские рыбаки уже не смогут ее поймать.
Мерфи также выразил опасения по поводу возможных «сейсмических потрясений», которые, как он считает, могут быть спровоцированы пусками торпед и ракет во время учений. «Эти снаряды могут изменить пути миграции тунца на многие годы», — уверен представитель ирландских рыболовов.
В беседе с американским изданием Politico Мерфи заявил: «Мы хотим действовать. Мы не собираемся жертвовать своими доходами ради непонятной цели, мы будем защищать собственные интересы. Мы также требуем, чтобы наше правительство хоть что-то для нас сделало. Оно способно уладить все дипломатическими методами. Если же этого не произойдет, то мы сами вынуждены будем принять меры».
Что же собираются предпринять ирландские рыбаки против судов ВМС РФ? Как они сами утверждают, ничего особенного. «Мы просто отправимся в этот район на рыбалку 1 февраля, как обычно. Если одной из лодок надо будет вернуться в порт, чтобы выгрузить рыбу, ее место тут же займет вторая, чтобы кто-то постоянно находился на воде», — обрисовал Мерфи планы коллег.
Рыбаки выражают надежду, что если их лодки окажутся неподалеку от места проведения учений, «российские военно-морские силы будут соблюдать правила предотвращения столкновений». «Больше мы ничего не сможем сделать без активной поддержки нашего правительства», — резюмировал Мерфи.
Остается только надеяться, что в пылу своей решимости отстоять рыболовные «угодья» ирландцы не спровоцируют ситуацию, аналогичную печально знаменитому гулльскому инциденту. Речь идет о трагическом событии, которое произошло в период русско-японской войны, когда российская Вторая Тихоокеанская эскадра атаковала британские рыболовецкие суда в Северном море неподалеку от города Гулля. Прямую аналогию между нынешними событиями и делами прошлых лет, конечно, проводить нельзя, но угрозы учитывать необходимо.
Напомним, Вторая Тихоокеанская эскадра, состоявшая из кораблей Балтийского флота, осенью 1904 года направлялась на Дальний Восток для участия в русско-японской войне: ей предстояло деблокировать российский флот, осажденный в Порт-Артуре. Перед выходом командование получило информацию о возможных атаках японских диверсантов, поэтому с самого начала плавания был отдан приказ о повышенной боевой готовности.
Великобритания же непосредственно в войне не участвовала, но поддерживала Японию, поэтому Россия относилась к ней с объяснимой опаской. Миноносцы эскадры получили приказ во время следования вдоль британских берегов не позволять никаким чужим судам преграждать им путь и приближаться. Чтобы контролировать ситуацию, им было велено освещать окрестности прожекторами, а те корабли, которые откажутся освободить дорогу, «останавливать выстрелом под нос» и требовать отойти — а в случае невыполнения этого требования «применять все виды оружия».
Проблемы начались, когда одно из судов — «Камчатка» — из-за поломки механики вынуждено было сбросить скорость и отстало от крейсеров. Когда оно оказалось в густом тумане, командир сообщил остальным судам эскадры, что его «со всех сторон» атакуют миноносцы, и открыл огонь по неизвестным целям. Узнав о стрельбе, к «Камчатке» вернулись броненосцы, которые тоже открыли огонь.
Оказалось, что никаких миноносцев не было и в помине, а капитан отставшей «Камчатки» принял за них британские рыболовные суда — и их же приказал атаковать. Руководствуясь своими «наблюдениями», которые могли быть неточными в темное время суток, командующие российской эскадрой приказали атаковать неизвестные лодки. К этому моменту в стрельбе участвовал уже и флагман — «Князь Суворов», а остальные суда его поддерживали.
В результате два рыбака были убиты, шестеро ранены, одно судно потоплено, а пять получили повреждения различной степени тяжести. В крейсер «Аврора», входивший в состав эскадры, попало пять «своих» снарядов, одним из которых был смертельно ранен судовой иеромонах Анастасий Рукин.
Отношения между Россией и Великобританией из-за этого инцидента опасно обострились — и, как считают историки, упали до самой низкой точки со времен Крымской войны. Британская пресса обзывала российских моряков «флотом сумасшедших» и обвиняла в полной профнепригодности. Выдвигались требования немедленного возврата Второй тихоокеанской эскадры в Кронштадт, чтобы командовавшего ею адмирала Рожественского могли немедленно предать военному трибуналу.
Для расследования случившегося впервые в истории была создана международная следственная комиссия. Она пришла к выводу, что российские моряки действительно действовали некомпетентно и открыли огонь, когда этого не требовалось, вместо того, чтобы принять дополнительные меры для анализа ситуации. Кроме того, были претензии по продолжительности ведения огня.
Однако итоговый отчет комиссии гласил, что высказанные в ходе разбирательства суждения «не бросают никакой тени на военные способности или на чувства человечности адмирала Рожественского и личного состава его эскадры». Гулльские рыбаки требовали выплатить им компенсацию в размере 110 тысяч фунтов стерлингов, но британское торговое ведомство уменьшило сумму выплаты до 65 тысяч фунтов. Россия, разумеется, расплатилась.