Талибы, захватившие 15 августа страну, еще не определились, как будут ею управлять, а Запад приостановил помощь.
Как прошла первая неделя нахождения у власти движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России)? Таким вопросом задались эксперты, чьи мнения собрал РБК.
Талибы вошли в Кабул 15 августа и заняли президентский дворец, вынудив президента Ашрафа Гани бежать из страны вместе с семьей, советниками и миллиардами. Эксперты уже высказали мнение, почему Кабул пал так быстро.
Однако за целую недели «Талибан» так еще и не определился ни со своей дальнейшей системой управления страной, ни с главой. Как Reuters со ссылкой на представителя исламистов, новая система управления страной будет представлена в ближайшую неделю. При этом источник обращает внимание на то, что один из основателей движения – глава офиса «Талибан» в Дохе, один из переговорщиков с США - мулла Абдул Гани Барадар прибыл в Кабул как раз для того, чтобы встретиться с другими лидерами движения и обсудить дальнейшие действия.
У агентства также есть версия, что руководящим органом страны может стать совет во главе с нынешним главой движения Хайбатуллой Ахундзада. Похожая система существовала и в период руководства «Талибана» в 1996–2001 годах.
Высокопоставленный член группировки движения «Талибан» Вахидулла Хашими говорит, что новый режим Афганистана не будет носить демократический характер. Что же касается вопроса женщин, то они будут полностью зависеть от совета богословов, который и решит, как им одеваться, работать или нет, разрешено получать образование либо оставаться неучами. В свою очередь профессор Высшей школы экономики и главный научный сотрудник МГИМО Андрей Казанцев объяснил РБК причину структурной спецификой движения.
«Это структура, которая была заточена под 20-летнюю войну, а предыдущее руководство было убито. Поэтому, собственно говоря, они сами еще точно не определились, кто из них должен отвечать за руководство страной», - сказал профессор-международник.
Стоит обратить и на другую проблему талибов. Одно дело воевать, другое - управлять страной, которая находится в тяжелом состоянии. Для этого нужны определенные навыки и опыт, которого нет у движения. Неслучайно в самом начале лидеры движения объявили, что призывают всех бывших служащих правительства вернуться, гарантируя им безопасность.
Хотя Казанцев считает, что положение талибов в стране весьма шаткое, неустойчивое. Во-первых, у «Талибан» нет повсеместной поддержки, включая и на территориях, где проживают пуштуны, которые считаются этнической базой талибов. Не говоря уже о городах, где люди устраивают акции протеста и демонстрации против режима талибов. Во-вторых, уже началось создание альтернативного руководства страной, которую инициировал вице-президент Афганистана Амрулла Салех и сын лидера Северного альянса Ахмада-Шаха Масуда -Ахмад Масуд-младший. Центром возрождаемого Северного альянса стала провинция Панджшер.
Также Казанцев обращает внимание еще на одну проблему «Талибана» - раскол внутри движения. По словам Казанцева, старшее поколение боевиков хочет почить на лаврах и спокойно управлять страной, для этого им надо сформировать коалиционное правительство, договориться с внешними игроками, то есть нормализовать ситуацию, пояснил эксперт. А от молодое поколение жаждет террора, жестокости в стиле «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация), требуя продолжить экспансию.
"Это главное политическое противоречие, которое в дальнейшем будет сопровождаться конфликтами на фоне раздела ресурсов в стране, мест в правительстве и установления контроля за оборотом наркотиков», — делает свой прогноз профессор.
Пока же Запад решил заморозить гуманитарную помощь Афганистану. Как раз накануне председатель Еврокомиссии Урсула вон дер Ляйен сообщила, что Евросоюз поддерживает оперативные контакты с талибами, так как они необходимы для спасения людей, но речь о политических переговорах или признании не идет. Более того, глава ЕГ высказала готовность принять беженцев из Афганистана. Пока же Евросоюз намерен заморозить выделение экономической помощи. Ранее ЕС обещал правительству Гани 1 млрд евро.
Пока же талибы делают все, чтобы добиться признания мирового сообщества. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара готова ко всем видам сотрудничества с талибами, ради сохранения мира для народа Афганистана.
Россия считает преждевременным вопрос о признании режима талибов. В частности, глава МИД РФ Сергей Лавров сказал, что говорить о каких-то политических шагах преждевременно. И даже власти Пакистана, под чьим «крылом» и было создано движение «Талибан», хоть и приветствовали победу талибов, воздержались от признания движения в качестве легитимной власти Афганистана.
Что же касается США, Евросоюза и Великобритании то их лидеры пока ждут от «Талибана» гарантий соблюдения прав человека и международных обязательств, прежде чем поднимать вопрос о признании талибов. По пока у "Талибан" получается не особо. К примеру, они расстреляли мать с четырьмя детьми только за отказ готовить им еду.
Пока же всю неделю США и другие страны занимались активно эвакуацией дипломатов и сотрудничающих с иностранцами граждан Афганистана. По данным США, вывезены 17 тыс. человек, в том числе 2500 американцев. Однако желающих бежать из страны афганцев оказалось гораздо больше.