Лидер «Общества Синих ведерок» (ОСВ) Петр Шкуматов объяснил, почему Москва – это не Сингапур, зачем чиновникам закон об ограничении числа машин на семью, и почему лично он Диптрансу не доверяет.
На днях опрометчивое заявление главы московского департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского о том, что столичные власти подумывают «перенять международную практику» и ввести ограничение на количество автомобилей на семью, не на шутку всполошило автолюбителей.
Эмоции по поводу происходящего или нет (Диптранс заявил, что такой законопроект не рассматривается - ред.) разделили людей на три лагеря: на тех, кому все равно (в основном не водители и жители регионов), на тех, кто инициативу горячо одобряет («давно пора это сделать!») и на тех, кто против категорически, - перечисление аргументов может занять добрый час.
В числе последних выступили активисты «Общества Синих ведерок» (российское движение, члены которого борются с произволом чиновников и хамством на дорогах) во главе со своим координатором Петром Шкуматовым.
Шкуматов сразу же прокомментировал возможный закон на Facebook, напомнив в возмущенном посте, что ограничение на количество автомобилей на квартиру уже действует для жителей ряда районов столицы, и заявив, что новыми поползновениями чиновники пытаются продвинуть платную парковку/въезд во что бы то ни было, а заодно поощрить бесконечную многоэтажную застройку.
Москва – не Сингапур
Но вне рамок поста в соцсетях прогнозы активиста заходят куда дальше и куда более пессимистичны. Во-первых, опровержению Диптранса он не верит, так как ведомство и «постоянно, что-то опровергает, что в итоге принимают», во-вторых, инициативы, подобные упомянутой Кульбачевским, совсем скоро превратят Москву в город-призрак, подобный американскому Детройту, в то время как чиновники то и дело пытаются равняться на Сингапур.
- Они что, пытаются Россию сделать похожей на Сингапур? Это город-государство, а у нас 1/8 часть суши, зачем сравнивать несравнимые вещи? – заявил Шкуматов «Блокноту». - Да, в некоторых европейских странах действует закон «одна машина на одну квартиру», а кое-где разрешается даже «1,4 авто». Но мэрии этих городов стараются обеспечить жителям машиноместа, а нам почему-то про это не рассказывают, а только повторяют, что «в Европе все на велосипедах катаются».
По мнению Шкуматова, все это – «дешевая пропаганда», и то, что пытаются сделать московские власти – это решить проблему пробок путем убирания с дороги «лишних» автомобилистов, и это при том, что автомобилизация в Москве не такая уж большая, просто людей здесь очень и очень много.
Официальная статистка с паникой сообщает, что в Москве и в Санкт-Петербурге на 1 тыс. жителей приходится уже 300 машин! Вот только это показатель близок к самому нижнему европейскому уровню, где в большинстве городов число авто на тысячу человек - от 500. Но в Европе почему-то нет таких проблем с пробками, как в Москве, даже в мегаполисах.
- При этом все местные жители, все заведения обеспечены достаточным количеством парковочных мест – это факт, - отмечает активист. - Вместо того, чтобы задуматься: «А давайте-ка тоже сделаем нечто подобное», у нас запрещают парковки в пределах Бульварного кольца, идет расширение тротуаров, в центр попадает все меньше машин.
Все это больно бьет по экономике города, по ценам на недвижимость, и утверждение, что «оттягивание машин из центра» сделает богаче «окраины», вызывает немало сомнений.
К тому же вводится все больше жилья в ближайшие десятилетия. Дома стоят «друг на друге» наподобие муравейника, а парковками эти многоэтажки почему-то особо не обеспечивают – на них просто не остается места.
Москва – не Лондон, Москва – Детройт
Проблема в том, что Москва и Московская область – слишком большие и слишком урбанизированные (агломерация превысила 70 км, а обжитая территория равна площади «большого» Лондона). Но Лондон развивался не «кольцами» вокруг центра, а полицентрически. И в Лондоне трассы совсем другие.
- Страна у нас огромная, но в московском регионе одновременно находится 15% населения. Чтобы мегаполис был к такому приспособлен, необходимо несколько центров, развитая сеть дорог (в Москве она заканчивается на третьем транспортном кольце) и общественного транспорта, чего у нас на периферии нет в принципе, - заметил Шкуматов. - В инфраструктуру никто достаточно денег не вкладывают, а город растет, отсюда и пробочный коллапс.
Дальше больше. Шумная «резиновая» Москва может опустеть и, как указано выше, превратиться в город-призрак, подобный Детройту.
Когда людей «бьют по рукам», запрещая им одно и другое, пропадает сам смысл «покорять» столицу. Большинство едут за комфортом, но в итоге «мучаются» в общественном транспорте, а если все-таки решаются на автомобиль, то тратят на него уйму денег. А климат в Москве не лучший, лето-не лето, зима-не зима, уровень медицины, особенно после недавних сокращений, падает, образование также страдает.
В итоге мы рискуем столкнуться с обратной стороной перенаселенности - столица рискует превратиться «в репрессирующую территорию» с падающими ценами на недвижимость, с «разбитыми окнами, пожарами и критическим уровнем преступности».
- У нас, если что-то пойдет не так, районы не просто обеднеют, а превратятся в рассадник криминала и этнических преступных группировок, - предупреждает активист, - потому что это не нормальное распределение человеческих ресурсов, когда в одном городе живут 30, а во всей стране – 130 млн человек (приблизительно – ред.), а инфраструктуры ни там, ни там для транспорта подходящей нет.
Автомобиль – это атрибут свободы и комфорта, и когда часть людей по сути его лишают, остается два пути – уехать, или требовать большие зарплаты на содержание авто с частными парковками, налогами, штрафами… И то, и то несет серьезные риски для Москвы, а значит, и для всей России.