Однако эксперты не верят в успех новой инициативы
Максимальная наценка официальных дилеров при продаже новых машин не должна превышать 10 процентов. Минпромторг считает ее выгодной и договаривается об этом с участниками автомобильного рынка, сообщил ТАСС со ссылкой на источник в министерстве.
По данным инсайдера, норма прибыли автопроизводителей – 5-6%. При этом считается, что норма наценки у официального дилера на новый автомобиль составляет 7-10%. «Это позволяет официальному дилерскому бизнесу иметь приемлемую маржу», – указал в разговоре с ТАСС источник.
Однако сегодня дилеры, несмотря на рекомендованные розничные цены, на фоне ажиотажного спроса и дефицита продают автомобили с неоправданно дорогими дополнительными опциями.
Минпромторг ожидает роста продаж новых автомобилей в России примерно на 5% в 2021 году. При этом в уходящем году автодилеры впервые за последние несколько лет не предложили клиентам традиционных предновогодних скидок.
Координатор общественного движения «Синие ведерки» Юлия Каблинова пояснила «Блокноту», что инициатива Минпромторга вряд ли окажется эффективной.
«Проблема в том, что автосалоны не делают наценку на автомобиль. А делают ее на дополнительное оборудование, стоимость которого уже иногда доходит до 50 процентов цены автомобиля. И отказаться от него нельзя. Мы делали исследование в ноябре этого года - сравнение с прошлым ноябрем. Так вот цены на автомобили в наличии, с допоборудованием, выше прошлогодних на 43 процента», - пояснила собеседница издания.
Она полагает, что предложенные меры просто не сработают, так как не решают реальную проблему на рынке. «Здесь нужно привлекать ФАС, которая должна разобраться со стоимостью установленного дополнительного оборудования, которое, по сути, является навязанной услугой», - отметила Каблинова.
Юрист Сергей Ефимов заявил «Блокноту», что зачастую дилеры неоправданно накручивают цены: «Знаю случаи, когда за счет дополнительного оборудования стоимость машины возрастает на миллион рублей. Это ненормальная ситуация, однако сейчас рядовому потребителю победить дилера крайне сложно».
Ранее руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов заявил «Блокноту», что сейчас «рынок продавца», поэтому за счет сохраняющегося дефицита автомобилей дилеры пытаются получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации.
«С точки зрения бизнеса – это нормально, с моральной и человеческой – конечно, нет. И я бы не стал переводить это в плоскость закона – людей не заставляют покупать машину. Да, навязывают «допы» и делают накрутку на них, которая иногда выходит очень дорого. Но выбор остается за покупателем: не хочешь – не покупай! Можно ведь заказать автомобиль и подождать его несколько месяцев. Правда, непонятно, по какой цене придется его потом купить», - признал эксперт.
По его словам, рано или поздно проблема дефицита новых автомобилей на рынке будет устранена - рынок насытится, трафик в автосалоны упадет, и вот тогда ситуация может повернуться на 180 градусов.
«Когда настанет «рынок покупателя», уже дилерам будет нелегко – ведь потенциальным клиентам будет проще выпросить скидку, срок поставок машин будет значительно меньше, да и выбор из наличия будет куда богаче, чем сейчас. Вот тогда покупатели возьмут реванш у дилеров! А пока я бы посоветовал тем, кто намерен срочно приобрести машину, тщательно мониторить автосалоны, в том числе и в соседних регионах – возможно, получится найти приемлемый вариант. Ну и, конечно, всегда есть альтернатива в виде автомобилей с пробегом», - резюмировал Тимерханов.