Речь идет об иностранном алкоголе и некоторых брендах газировки.
Из-за санкций многие западные компании сворачивают или приостанавливают свой бизнес в России. Эксперты считают, что это неминуемо приведет к исчезновению ряда товаров с прилавков российских магазинов. В первую очередь россияне потеряют возможность купить импортные алкоголь, газировку и одежду.
По словам партнера Strategy Partners Инны Гольфанд, импорт большинства видов продовольственных товаров сохранится, потому что продукты питания не попали в санкционные списки. В первое время магазины могут испытывать проблемы с поставкой некоторых товаров, но в крайнем случае их заменят поставками из других стран, считает эксперт.
Инна Гольфанд отмечает, что существует риск для импорта сельди и скумбрии с Фарерских островов, которые поставляют в Россию примерно 40-50% от всего импорта этих рыб. Но пока поставки в Россию с Фарерских островов продолжаются.
«Из базового продовольствия непростая ситуация складывается по фруктам — в России производится около 40% фруктов от общего потребления. В Союзе производителей ягод считают, что в ближайшее время могут сократиться поставки фруктов на российский рынок, поскольку большая их часть ввозится из-за рубежа. Однако основными поставщиками фруктов в РФ являются страны, которые не присоединились к санкциям», — рассказала эксперт «Известиям».
Эксперт отмечает, что скорее всего не будет проблем с поставками в Россию чая и кофе. Их основные поставщики (Бразилия, Вьетнам, Колумбия, Индия, Шри-Ланка, Вьетнам и Китай) к антироссийским санкциям не присоединились и ограничения на поставку товаров не вводили.
При этом российские покупатели больше не увидят на прилавках магазинов газировку от компании PepsiCo (Pepsi, 7Up, Mirinda и другие). Однако компания будет поставлять товары первой необходимости — молочные продукты и детское питание.
Исчезнут с прилавков многие сорта импортного пива и крепких напитков. В частности, об уходе из РФ заявила Heineken, а также крупнейшие чешские пивоварни: Plzeňský Prazdroj, Pivovary Staropramen, Budějovický Budvar и Bernard. Кроме того, поставки в РФ приостановила британская алкогольная компания Diageo, которой принадлежат бренды виски Johnnie Walker и White Horse, рома Captain Morgan, пива Guinness, водки Smirnoff.
Останется на российском рынке британская компания Unilever. Она производит товары под брендами Dove, Rexona, «Чистая Линия», Axe, Domestos, Cif. Однако новые инвестиции в проекты на территории РФ компания свернет. А производитель бытовой химии и косметики, американская компания Procter&Gamble повышает отпускные цены в России в среднем на 40%. Компания владеет брендами Ariel, Tide, Lenor, Fairy, Pampers, Always, Gillette, Head & Shoulders, Pantene, Blend-a-med и другими.
Как отмечает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, с прилавком российских магазинов исчезнет «самое лучшее в каждой товарной категории». При этом рост цен на многие товары может составить 50% по сравнению с началом этого года.
Большинство западных компаний после «ухода» захотят найти возможность остаться в России. Такое мнение высказал в интервью агентству «Прайм» экономист Егор Клопенко. Он пояснил, что многие производители уже пытаются сохранить производство, сервисные компании — клиентов и объем услуг, даже под другим брендом.
Ранее «Блокнот» разбирался, кто из иностранных брендов отказался присоединиться к санкциям и продолжил работу на российском рынке.