До конца года в Госдуму будет внесен законопроект о «рекомендательных алгоритмах в Интернете», дающий возможность их отключать.
Навязчивую рекламу, на основе наших поисковых запросов, бесед и интересов могут запретить. Под ограничения попадут соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковики и маркетплейсы. То есть, в будущем, нам перестанут подбрасывать рекламу товаров, о которых мы читали или обсуждали их в соцсетях, а также – подкидывать для просмотра контент, аналогичный предыдущему. К чему это приведет?
Законопроект предполагает обеспечение пользователям возможности «полного или частичного» отказа от применения рекомендательных технологий. То есть, человек вправе выбрать – хочет он или нет после своих запросов на сайтах или дискуссии в соцсетях видеть рекламу, подобранную на основе его интересов. Под действие проекта могут попасть соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковые системы, маркетплейсы и другие сервисы.
Регулирование рекомендательных сервисов обсуждается с 2021 года. Депутаты считают, что с помощью технологии сервисы могут манипулировать потребителями, создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов.
Против инициативы в разное время выступали владельцы соцсетей и поисковых систем, онлайн-кинотеатры, а также технологические стартапы, разрабатывающие рекомендательные алгоритмы.
Принятие законопроекта в части интернет-торговли «отбросит рынок в прошлое», считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:
«Без рекомендательных алгоритмов интернет-магазины превратятся в каталоги, которые использовались 20 лет назад»,— сказал он. Потери же отрасли от введения регулирования эксперт оценил в более чем 100 млрд руб. ежегодно.
Директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян согласен, что распространение регулирования на все интернет-сервисы, включая коммерцию, приведет к необходимости пересмотра ими бизнес-модели:
«Наличие или отсутствие тонкой алгоритмической настройки как раз и составляет разницу между доходностью или убыточностью сервиса, часто бесплатного для пользователей, а также негативно скажется на развитии технологий».
Директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович считает, что при принятии законопроекта «путь какого-либо товара до пользователя станет дольше: помимо того что пострадает экономика процессов, могут возрасти затраты на технологические решения».
А гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров убежден, что алгоритмы нужны самим пользователям:
«Сейчас нишевые компетенции работы сервисов доставки, таких как «Сбермаркет», например, и крупнейших маркетплейсов — Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» — осуществляются за счет рекомендованных алгоритмов, за счет алгоритмов, системного подбора рекомендуемых покупок для клиентов. Невозможно просто так разобраться в 150 млн наименований, которые представлены на Ozon, в 50 млн, которые представлены на «Яндекс.Маркете», поэтому, конечно, рекомендованные алгоритмы — это очень позитивная и полезная история».
Также ряд экспертов выразил мнение, что предоставление возможности выбора пользователям обернется необходимостью создания сайтами сразу двух платформ.
Автор документа - зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин - с подобными оценками не согласен:
«Я не согласен ни с оценкой потерь от регулирования, ни с тезисом о том, что отключение рекомендательных алгоритмов потребует поддержания двух версий платформы. Доработка существующих решений, безусловно, потребуется – но нужно было раньше думать о правах пользователя и закладывать соответствующие изменения в рабочем порядке. Как это сделал VK, который услышал пожелания своих пользователей и реализовал отключение алгоритмической ленты задолго до появления самой первой версии моего законопроекта».
Горелкин подчеркнул, что речь не идет о запрете или контроле над рекомендательными сервисами по китайской модели:
«Мы хотим ответственного отношения бизнеса к применению алгоритмов и право гражданина отказаться от их использования. А негативная реакция некоторых участников рынка, вызвана, на мой взгляд, нежеланием нести ответственность – бизнесу проще оставить всё как есть. Мнение бизнеса мы учтем – но от обязательств защищать права граждан не откажемся».
Эксперт по информационной безопасности Екатерина Старостина считает, что поисковые алгоритмы – это социальное «зло»:
«У пользователя в итоге отключается критическое мышление, если алгоритмы постоянно ему предлагают только интересную ему информацию: музыкальную, социальную, новостную. Бесконтрольный сбор и обработка персональных данных — традиционно болезненная тема. Процесс давно пора контролировать: ведь рекомендательные алгоритмы собирают именно личную информацию».
Директор по маркетингу Brand Analytics Василий Черный согласен, что «отключать рекомендательную систему — правильная идея, не всем пользователям нравится автоматическое формирование ленты, многие этим недовольны, считают, что таким образом они попадают в информационный пузырь».
Впрочем, как пишет канал «Тайны Ленинградского двора», принятие документа означает всего лишь одно - «все агрегаторы новостей и соцсети превратятся в один большой telegram. На что подписан, то и читаешь».
Гендиректор аудиосервиса «Сбер.Звук» Михаил Ильичев заявил, что «этот шаг можно сравнить с тем, чтобы запретить мерчендайзерам выкладывать товары на полках с учетом того, как часто их покупают, а городским властям — учитывать трафик на дорогах при их планировании».
Формально, он прав. Но, с другой стороны, просчитывать трафик будущей дороги, прежде чем ее строить, действительно, было бы не плохо: может быть, овчинка не стоит выделки?! Да и к выкладыванию наиболее дорогих товаров на видном месте, и припрятыванию дешевых аналогов на полках магазинов – у покупателей тоже есть вопросы.
Кстати, изначально идея ограничить поисковые алгоритмы возникла из-за иностранных соцсетей, которые использовали их в идеологических целях, по сути, работая против России. После начала спецоперации часть из них попала под запрет, а часть – просто ушла из нашей страны. Однако, проблема навязчивой коммерческой рекламы сохранилась.
Безусловно, часть коммерческих структур крайне заинтересована в подобных инструментах. Особенно, на фоне того, что ограничений на рекламу становится все больше. Но в приоритете должны быть все-таки интересы граждан.