
Блокнот запускает цикл материалов о выдающихся соотечественниках.
Павел Борисович Луспекаев (Богдасарович Луспекян), родился 20 апреля 1927 года в с. Большие Салы Ростовской области. Его отец – донской армянин, а мать – донская казачка. От них он унаследовал богатырскую силу, волевой и взрывной характер.

С детства он отличался отчаянным нравом — постоянно дрался с мальчишками на улице и однажды получил раскаленным железным прутом прямо в лицо — еще бы полсантиметра, и остался бы без глаза, но — повезло!
Когда в 1946 году он пришел поступать в Щепкинское театральное училище, вместо сочинения Луспекаев положил чистый лист на стол преподавателю , упорно глядя тому в глаза. Павел был необразованный. Он не учился – он воевал. И его приняли в «Щепку», сразу разглядев в Луспекаеве самородка.

Когда началась война Павлу было 14 лет. Он числился учеником Ворошиловоградского (ныне Луганского) ремесленного училища. С ним же эвакуировался во Фрунзе (Бишкек).

В 16 лет в 1943 году он сбежал из дома на фронт, приписав себе пару лишних лет. Луспекаев попал в партизанскую разведгруппу. Увы, многого о военной службе Павла Луспекаева неизвестно - в СССР все, что связано было с деятельностью партизан и диверсантов, всегда оставалось под грифом секретно. Известно, что его «опергруппа 00134» украинского фронта, действовала в немецких тылах, следя за передвижением врага и устраивая диверсии на его пути.
Зная его характер, можно уверенно утверждать, что подросток Луспекаев был настоящим воином – бесстрашным и изобретательным. О характере юноши говорит следующий эпизод. Во время одного из боёв Павел был тяжело ранен в руку разрывной пулей, которая раздробила локтевой сустав. Его отправили в Саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Уже ввели наркоз… Каким-то немыслимым усилием воли Луспекаев выплыл из медикаментозного сна и не позволил доктору начинать операцию, пока тот не поклянётся, что постарается сохранить руку. Руку удалось спасти. После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.

«Не думаю, что актёром Луспекаев в итоге стал случайно. Слишком очевиден был его талант, граничащий с гениальностью, слишком волевой характер он имел. Ему было многое дано от природы. Но война отняла у него главное - здоровье», - вспоминал Олег Басилашвили, коллега и друг Луспекаева.
Во время войны в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. С тех пор кровообращение в ногах нарушилось, и позднее у Луспекаева развился атеросклероз сосудов ног.
После войны, в 1946 году Луспекаев поступил в «Щепку», где заметно выделялся среди учеников – по предмету «актёрское мастерство» педагоги неизменно ставили ему «отлично».

А вот преподавательница по танцам всё время жаловалась – «С этим студентом просто невозможно работать!» Она не знала, что у студента Луспекаева, несмотря на столь юный возраст, серьезно заболевание ног и всё время делала ему замечания: «Легче, молодой человек, легче прыжок, легче!». Павел застенчиво улыбался и говорил «Спасибо, мамаш, постараюсь» и по-свойски хлопал её по плечу. Он долгое время ото всех скрывал свои проблемы со здоровьем.

«Я им и восхищался, и побаивался его одновременно. Мы были с ним слишком разными. Ролей в театре у него было немного, но играл он их на грани гениальности. А потом о себе дали знать травмы войны. Он старался не показывать, насколько ему физически тяжело, но мы все знали, что играет он на пределе человеческих возможностей. Что каждая роль для него теперь сродни подвигу», - вспоминал Олег Басилашвили.
В БДТ (Большой Драматический Театр) Луспекаев стал любимцем ленинградской публики. Великий театральный режиссёр Георгий Товстоногов очень ценил Луспекаева. С БДТ связаны лучшие годы артиста.
Казалось, его бешеный темперамент не умещался в роли на сцене, превосходил их.

В 1962 году болезнь обострилась – кровь не могла свободно циркулировать в ногах. Актёр пережил несколько операций. Врачи были вынуждены ампутировать некоторые фаланги пальцев на ногах. А спустя несколько лет, во время съёмок в картине «Республика ШКИД», болезнь обострилась настолько серьёзно, что встал вопрос об ампутации обеих ног до колен. После долгих консультаций врачи ограничились ампутацией стоп.
После этого его стала невыносимо мучать фантомная боль. По рекомендации врачей он стал принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик. Когда доза дошла до шестнадцати ампул в день, Луспекаев твёрдо решил, что от этой зависимости надо избавиться. Чтобы как-то отвлечь себя, Луспекаев попросил жену принести ему мешок подсолнечных семечек. Однако это помогло незначительно. Неделю актёр находился в полубессознательном состоянии, отказывался от пищи… И усилием воли освободился от наркотической зависимости.

Главной работой Луспекаева стала роль таможенника Верещагина в «Белом солнце пустыни». Играл без дублёров. Луспекаев на корню отверг идею Мотыля с костылями для своего героя. Он показал режиссёру чертёж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки. А вы представляете, что такое, превозмогая боль каждого шага, передвигаться на протезах по зыбкому песку? А на раскачивающейся палубе баркаса? За Павлом ходила его жена с маленьким складным стулом, так как актёр вынужден был отдыхать через каждые двадцать шагов. Съёмки в «Белом солнце» были духовным подвигом Луспекаева.

«Трудно поверить, но в «Белом солнце» Паша играл исключительно на силе воли. Специальные металлические протезы были слабым подспорьем, - вспоминал Басилашвили. - А работать надо было на качающемся корабле, где палуба постоянно уходит из-под ног. Да и до корабля ещё надо было дойти - несколько километров по тяжёлому песку, в котором вязли колёса машин, не то что ноги. Лишь в одной сцене Пашу заменил каскадёр - там, где Верещагин ногами сталкивает бандитов в воду».

«Белое солнце» вышедшее на экраны 30 марта 1970 года произвело эффект разорвавшейся бомбы. На Луспекаева обрушилась всенародная слава и предложения о съёмках в других картинах, однако воспользоваться ими он не смог. 17 апреля того же года актёр скончался во время съёмок в следующем фильме.
Фильм «Белое солнце пустыни» стал отечественным культурным кодом, Верещагин, блистательно сыгранный Павлом, стал неофициальным символом таможенной службы, а его фразы навсегда вошли в народный фольклор. «Я мзду не беру - мне за державу обидно!»