Олег Янковский сумел сохранить репутацию артиста, который смог избежать стремления к сиюминутному успеху и желанию заработать.
Также 20 мая День рождения джинсов, Всемирный день пчел, Всемирный день травматолога, Всемирный день метрологии, День памяти преподобного Нила Сорского и народный праздник Купальница, а также в этот день в 1932 году на собрании писательского актива СССР впервые введен термин «социалистический реализм», в 1991 году в СССР был принят закон о порядке въезда и выезда советских граждан за рубеж, который снимал ограничения с загранпоездок.
Подробнее поговорим о советском и российском актере, народном артисте СССР Олеге Ивановиче Янковском (1944-2009), которого не стало 20 мая, 15 лет назад.
Наибольшую известность актеру принесла работа в фильмах «Щит и меч» (12+), «Служили два товарища» (12+), «Тот самый Мюнхгаузен» (0+), «Полеты во сне и наяву» (12+), «Ностальгия» (12+), «Обыкновенное чудо» (0+).
На театральной сцене его самыми яркими работами являлись роли в спектаклях «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Синие кони на красной траве» М. Ф. Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского, «Чайка» А. П. Чехова, «Шут Балакирев» Г. И. Горина.
О работе в театре и кино
Первые же роли Олега Янковского в кино обнаружили сдержанность исполнительской манеры, обаяние, стремление к достоверности и романтическим краскам. Его персонажи — натуры живые, неординарные, среди ролей актера — социально активные герои, персонажи литературных произведений и сказочно-поэтические образы. Его героев роднил ряд черт: артистизм, дар воображения, склонность к самоиронии.
Актер строил характеры на контрастном сочетании искренности и притворства, азарта и опустошенности. Эта манера исполнения принесла Янковскому не только популярность у зрителей, но и признание в профессиональной среде.
Олег Янковский был убедителен как в своих киноролях, так и в театральных работах. Уже в начале своей карьеры, работая в саратовском театре, он сумел показать себя настоящим драматическим артистом. После роли Тузенбаха — «хрупкого романтика с обрезанными крыльями» в дипломном спектакле «Три сестры», обворожительное обаяние мелкого воришки и наглость шалопая Ненилло в «Рождестве в доме синьора Купьелло» Э. де Филиппо. Его Мешем в «Стакане воды» Э. Скриба показывал прекрасную приспособляемость. Он надевал нужную маску, которую требовали обстоятельства. С герцогиней Мальборо Янковский выглядел настоящим мужчиной, с возлюбленной Абигель был обманчиво неловок, с герцогом Болинброком вел себя как ученик, с Королевой он был скромен и деликатен.
Роль Мышкина в спектакле «Идиот» далась актеру только через мучительную работу над собой. Ему удалось создать двойственный образ: свободен, но не уверен в себе, естественен, но зажат. Он играл странника, искупающего собственную безвинную греховность.
В «Талантах и поклонниках» Янковский — скованный, ограниченный Мелузов. Уже в первых его работах сформировалось будущее отношение актера к разнообразному, порой полярному драматическому материалу.
Когда Олег Янковский перешел в московский театр «Ленком», то быстро стал там ведущим актером. В этом театре ему удалось создать множество удивительно разных образов. В «Ясновидящем» Л. Фейхтвангера — гнусного Ганс-Йорга Лаутензака — не человека, а социальную маску, мерзавца с замашками сутенера и усердной закомплексованностью заурядности. В публицистическом спектакле «Синие кони на красной траве» — романтическое представление о Ленине. В «Оптимистической трагедии» — благородного безутешного Беринга. В спектакле Глеба Панфилова — решительного, трезво мыслящего Гамлета. В странной «Чайке» беспощадно и вместе с тем неброско сыграл стареющего беллетриста Тригорина. А в «Шуте Балакиреве» ему удалось представить Петра Первого одиноким, преданным и покинутым всеми человеком даже в фарсовых сценах.
Оценки творчества
Янковский был востребован самыми разными режиссерами. Он легко вписывался в их мир, был ли это Андрей Тарковский, известный своей требовательностью к выбору актеров, или Марк Захаров, Михаил Швейцер, Роман Балаян, Карен Шахназаров, Валерий Тодоровский, Илья Авербах, Татьяна Лиознова, Глеб Панфилов, Вадим Абдрашитов, Георгий Данелия.
Актеру были доступны как драматические, так и комедийные роли. Так, в 1990-х годах в творчестве актера стала проявляться тяга к ярким комедийным краскам и даже трагифарсу, которые проявились в фильмах «Паспорт» (18+), «Роковые яйца» (12+), «Ревизор» (18+).
Янковский вызывал иногда полярные суждения, резкую неоднозначность восприятия его образов. Критики порой упрекали его в том, что у него невыразительное лицо, бедная мимика, характер у его героев получается неопределенный, размытый. Но при этом оторвать взгляд от него было невозможно.
Артист с неповторимой индивидуальностью, с нервным, «северным» лицом, с невнятной дикцией, он был интересен порой больше тех артистов, которые «хлопочут мордой», по меткому выражению Фаины Раневской. Неизменно привлекала его молчаливость, в которой он мог сказать гораздо больше многоговорящих актеров.
Марк Захаров, который и открыл миру актера Янковского, пытался в своей книге постичь причины популярности и востребованности актера: «Работая с Янковским, я ощутил необыкновенную человеческую и актерскую собранность Янковского. Он всегда очень внимательно следил за режиссером, за собой и своими партнерами, был очень нацелен на предстоящее дело. Я ощутил внутреннюю, очень волевую позицию человека, который медленно и целенаправленно готовит свой актерский организм к Дерзанию».
Вадим Абдрашитов, у которого актер сыграл в фильмах «Поворот» (18+) и «Слово для защиты» (16+), отмечал: «Удивительно: при отсутствии грима он везде разный. Это же феноменально — ведь нет никаких внешних примет перевоплощения». Глеб Панфилов, у которого актер сыграл в спектакле «Гамлет» и фильме «Без вины виноватые» говорил: «Олег Янковский склонен к углубленному поиску, внимателен, у него багаж не только сценических навыков, но и тонких жизненных наблюдений. У него есть опыт, мастерство, есть и энергия, сила».
Оценки актерского образа Янковского никак не приходили к общему знаменателю. Он — то ли лидер, то ли аутсайдер, то интеллигент, то плейбой. То ли «лишний» человек, то ли успешная звезда. Актер всегда оставался между этими понятиями.
Необыкновенная пластичность и интуиция позволяла Янковскому удержать равновесие. Режиссеры приглашали его, когда в персонаже нужна была неоднозначность образа — «плохой хороший человек». Он всегда существовал на грани, совмещая черты человека, хорошо устроившегося в жизни и «лишнего» человека. Он играл и цельных, мужественных людей, и мятущихся, тех, кто не видит цели в жизни, с изломанной судьбой.
Меняясь от роли к роли, Янковский сумел создать «представление о русском интеллигенте в самых что ни на есть идеальных очертаниях». Поэтому Андрей Тарковский выбрал его на роль в фильме «Ностальгия», где актер воплотил образ, в котором «было глубокое страдание русского интеллигента в тот период, когда сама интеллигентность постепенно уходила из жизни».
Актеру никогда не мешала его звездность. Павел Лунгин, у которого тот сыграл свою последнюю роль, вспоминал: «Он был мощным столпом картины. Меня поразило, как он работал. Это старая школа. Невероятная внутренняя готовность к работе. Готовность бесконечно повторять, пробовать. Абсолютное отсутствие звездности, капризности, эдакого актерского свинства актера, когда унижают зависимых: костюмеров, ассистентов, гримеров. Это человек, воплощавший собой уходящее, если не ушедшее из русской жизни, качество «великодушия», внутреннего благородства».
Олег Янковский сумел сохранить репутацию артиста, который смог избежать стремления к сиюминутному успеху и желанию заработать. Он не участвовал ни в дешевых антрепризах, ни в откровенно халтурных фильмах, ни в рекламных роликах, ни в пошлых сериалах, ни в скандалах.
Последние новости шоу-бизнеса России читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости шоу-бизнеса
#Новости шоу-бизнеса России
#Скандалы шоу-бизнеса