Для миллионов советских граждан, переживших ужасы войны, фильм сразу же стал одним из самых любимых.
22 ноября 1948 года в советских кинотеатрах было людно, ведь именно в этот день на экраны вышла картина режиссера Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке», снятая по мотивам одноименного художественного произведения. Для миллионов советских граждан, переживших ужасы войны, фильм сразу же стал одним из самых любимых. С тех пор прошло 75 лет.
Повесть Бориса Полевого: как все начиналось
«Повесть о настоящем человеке» была написана в 1946 году. Это произведение считается «жемчужиной» в творческом наследии Бориса Полевого. Прототипом главного героя произведения послужил реальный исторический персонаж – Герой Советского Союза, летчик Алексей Маресьев.
Дело в том, что еще во время Великой Отечественной войны Борису Полевому в качестве корреспондента «Правды» пришлось побывать на одном из военных аэродромов. Оставшийся на ночь писатель был отправлен спать в одну из землянок к летчикам. К удивлению корреспондента, перед сном один из летчиков отстегнул протезы от ног.
Наутро, как ни в чем не бывало, летчик вылетел на задание. Заинтересовавшись судьбой этого человека, Полевой вскоре узнал, что летчика зовут Алексей Маресьев. Потеряв ноги, он смог вернуться в профессию и воевать дальше.
Впечатленный увиденным Борис Полевой немедленно решил написать о Маресьеве, но в газете ему запретили, сказав, что статья о безногом летчике, летающем на протезах, создаст впечатление, что в войсках СССР не хватает военных, раз уже инвалидам позволяют воевать.
Только после Победы, присутствуя на Нюрнбергском процессе, Полевой вспомнил о геройском летчике и написал «Повесть о настоящем человеке». Изданная в 1946-м, повесть моментально стала популярной на весь СССР и далеко за его пределами.
Через два года после публикации повести по ее мотивам сняли одноименный фильм с Павлом Кадочниковым в главной роли. Возможно, такой феноменальный успех у читателей повесть заслужила из-за глубокого уважения, которое питал к своему персонажу Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке» буквально вся пронизана этим чувством. В честь Маресьева Борис Полевой даже назвал своего сына Алексея.
Экранизация Александра Столпера
Режиссером этой киноповести стал Александр Столпер. Судьба щедро наделила Столпера талантом и мудростью, мужеством и добротой. Его картины «Парень из нашего города» (12+), «Жди меня» (12+), «Дни и ночи» (12+), «Повесть о настоящем человеке» (6+), «Живые и мертвые» (12+) вошли в историю нашего кино. Имя Александра Борисовича стоит в титрах (вместе с Николаем Экком и Региной Янушкевич) легендарного кинофильма «Путевка в жизнь» (12+). Профессора Столпера считают своим учителем несколько поколений выпускников ВГИКа.
Успех своих картин режиссер объяснял просто: «Надо держать зрителя, чтобы ему, зрителю, было интересно. И надо постоянно думать о том, почему зритель приходит в кино».
В 1947 году к съемкам нового фильма Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» приступил актер Павел Кадочников. Впоследствии он вспоминал об этом событии: «… волнение охватило меня, когда мне предложили сыграть роль Мересьева. Как рассказать о силе и исключительной воле этого человека, о неисчерпаемом богатстве его внутреннего мира, о красоте подвига? Как нарисовать внешний облик Мересьева, передать зрителю его мужественное преодоление больших физических страданий?»
Актер сам встречался с летчиком Маресьевым, несколько раз летал на истребителях, чтобы еще больше вжиться в этот сложный образ. Наверное, именно поэтому фильм никого не оставил равнодушным и так полюбился зрителями.
Картина получилась живой, по-человечески настоящей и правдивой. К слову, Павел Кадочников, сыгравший летчика-истребителя Алексея Мересьева, оставил в своем дневнике любопытные записи о встрече с реальным героем повести:«… Маресьев шел по длинному коридору чуть покачивающейся походкой. Мы узнали друг друга издали. Я подошел к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он еще крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Позже я записал в дневник: «Прославленный летчик, Герой Советского Союза, человек, о подвиге которого знает чуть ли не весь мир, застенчив». Мы вошли в мою комнату, молча сели, не очень смело поглядывая друг на друга. Наконец Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего». Я был удивлен, потому что не успел сказать ему и двух слов. «Вас интересует, очевидно, больше всего, как мне удалось преодолеть…» Он сделал паузу, а я в это время подумал: «Сейчас скажет: «район черного леса», а он сказал «…преодолеть врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек»».
За картину «Повесть о настоящем человеке» режиссер Александр Столпер получил Сталинскую премию. Кроме того, он был признан заслуженным деятелем искусства РСФСР и получил награды на кинофестивалях в Акапулько и Карловых Варах. Стоит отметить и то, что Столпер дважды был признан народным артистом.
Занимательные факты о фильме
20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских летчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Именно после этого случая им и заинтересовались советские корреспонденты.
В фильме есть сцена «приемная комиссия», ее никто не выдумал, она настоящая: Маресьев мягко и свободно встал на стул и спросил председателя комиссии: «Разве это не ноги? Разве не тренировка?» — И звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула.
Натурные съемки шли три с лишним месяца. Исполнитель роли Мересьева Павел Кадочников полз по снегу в лютый мороз. Для того, чтобы чувствовать настоящую боль, актер набил сапоги еловыми шишками.
Кинокартина режиссера Александра Столпера, основанная на одноименной книге Бориса Полевого, настолько захватывает внимание необычным сюжетом и динамичным исполнением, что, несмотря на то, что ей исполнилось уже 75 лет, каждый раз эту картину смотришь с прежним интересом.
Очень хотелось бы, чтобы и в наше время появлялись картины достойные художественного уровня «Повести о настоящем человеке», которая вошла в копилку лучших советских фильмов и может являться достойным примером для современных российских режиссеров.