![«Маловажная дата»: россияне возмущены попыткой мусульман запретить праздновать победу в Куликовской битве «Маловажная дата»: россияне возмущены попыткой мусульман запретить праздновать победу в Куликовской битве](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/23411-1005x605.jpg)
Муфтий Татарстана уверен, что русские не должны праздновать победу в Куликовской битве.
На сайте Духовного управления мусульман муфтии обсудили два сражения, которые имеют огромное значение в истории Руси. Речь идёт о битве на реке Калке, с которой как многих из нас учили в школе началось татаро-монгольское иго, а также о Куликовской битве, которая положила начало конца зависимости русских земель от Золотой Орды.
Попробуйте угадать, какую из этих битв муфтии назвали «спорным событием», а какую «рождением России»? Так вот, по мнению представителей ДУМ, по итогу битвы на Калке, после которой татаро-монголы пировали на трупах русских князей, как оказалось, началось становление российского государства, а не его двухвековой упадок.
«Сегодня мы знаем, что никакого пресловутого «татаро-монгольского ига» с Калки не начиналось. Вообще этот термин ввели польские авторы XV-XVI века в своих геополитических интересах. Сугубо негативную трактовку взаимоотношений Руси с Ордой быстро подхватили в Западной Европе, а уже оттуда она была заимствована отечественными историками – как своего рода карго-культ. В 1937-м «высочайше» термин «татаро-монгольское иго» вписал в школьный учебник лично Сталин», - утверждает Дамир Мухетдинов.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/21312412-1005x563.jpg)
Получается, что и масштабного нашествия монголо-татар на Русь, которое началось в 1237 году, тоже не было? Не было тысяч вырезанных жителей Рязани, Коломны и Москвы. Тысячи россиян, насильно угнанных в Орду, о чём нам рассказывают российские учебники истории, это тоже вымысел? Не было падения Киева в 1240 году, после чего большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань? Двести лет русские князья были зависимы от Орды: чтобы править на своих землях, им нужно было получить от хана специальное разрешение — ярлык. Что это если не прямая зависимость? Может быть татаро-монголы привнесли в нашу жизнь нечто новое, получив подати? Внедрили какие-то изобретения, построили города? Нет. Ничего такого в российских учебниках истории нет. А вот изуверские пытки (холст с пиром ханов на щитах, под которыми лежат русские князья, висит в ДУМ), а также выплата дани, чтобы степные головорезы не вернулись - всё это было. В чём же тут «рождение Руси»?
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/0-15-1005x605-1.jpg)
«Жители русских княжеств через какое-то время после Калки влились в единый, говоря современным языком, конфедеративный организм, типа Евросоюза, которым был ордынский мир. Русские стали еще активнее сближаться с народами степи. Сами монголы быстро ассимилировались в этом евразийском море», - именно так считает Мухетдинов.
Ассимилировались. Именно так называется насильственный угон тысяч женщин из Рязанского и Московского княжеств в рабство.
«Евразийская ордынская империя, включая находившиеся в её орбите государства (интересно интерпретируется слово захватчики) и государственные образования, стала для всех общим домом и защитником», - уверяет он.
Защитником от кого? От самой себя? Скорее наоборот - нашествие монгольского хана Батыя превратило Русь из цветущей страны в огромное пепелище с сожжёнными городами и деревнями. Расскажите, пожалуйста, от кого в период с 1223 по 1480 годы Русь защитила Золотая Орда? Может именно татаро-монголы, а не новгородцы, суздальцы и псковичи били рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере в 1242 году?
«Золотоордынский период является важной вехой в истории России, с которой в отечественной науке принято связывать не только вассальную зависимость Руси, но и этапы собирания русских земель, становления российской государственности», - пишет он в конце.
Тут сложно спорить, именно тяготы, связанные с нашествием монголо-татар, заставили князей многое переосмыслить, объединиться и через несколько поколений дать ордынцам отпор. Однако, в чём заслуга Орды - непонятно. Уж точно не они занимались собиранием земель русских. Не было бы счастья да несчастье помогло. Так что ли? Однако и тут муфтии не согласны.
«История давно превратилась в политику. А празднование на государственном уровне победы в Куликовской битве искусственно делит российский народ», - уверен председатель Татарской национально-культурной автономии Москвы, зампред Совета муфтиев России Фарит Фарисов.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/photo_2025-02-14_21-22-37-1005x633.jpg)
В своей колонке он подчёркивает, что у России хватает дат, которые можно широко праздновать, не вызывая ненужных споров. Он называет Куликовскую битву «денежным» сражением. А Ледовое побоище, в котором Александр Невский утопил ливонцев в собственной крови, якобы состоялось при непосредственном участии ордынцев, уверяет муфтий. Никаких достоверных источников он не приводит. В интернете значатся лишь записи польских историков, правдивость которых вызывает сомнения. Кстати, именно о дурном влиянии западных историков писал предыдущий оратор Мухетдинов, говоря о том, что их пропаганда пыталась вбить клин между ордынцами и русскими.
В статье муфтия также преуменьшается значимость победы Ивана Грозного, который «Казань брал».
«Вообще нужно относиться к этому очень осторожно. Казанское ханство пало вследствие внутренних противоречий – движущей силой так называемого завоевания были татары. Падение было бы невозможно, если бы не было внутреннего противостояния между Сибирским, Казанским, Ногайским, Касимовским, Крымским и Астраханским ханствами», - пишет Фарисов.
Простите, а битва на Калке, когда русские князья шли в бой по очереди, а не единым фронтом, не является тем же самым? Разве не упадок государственности привёл к тому, что Орда завоевала Русь? Об этом муфтии умалчивают, превознося значимость ордынцев в истории России, якобы благодаря которым, по мнению муфтия ДУМ, «родилась Россия».
«На сегодняшний день у нас достаточно официальных дат и праздников, на которых можно сосредоточиться в объединении всех народов Российской Федерации. И если эта странная дата, связанная с Куликовской битвой, сподвигнет кого-то из наших читателей познакомиться с историей своего народа и страны, это будет её единственный положительный момент», - резюмирует Фарисов.
Получается, что консолидация княжеств и их объединение вокруг нынешней столицы России - Москвы - это не положительный момент в многовековой истории России, по мнению муфтия? Тогда, сотни лет назад, жители разных русских земель ощутили себя единым народом, связанным общим желанием сбросить иноземное иго. Разгром татаро-монгол развеял миф о непобедимости завоевателей, которые впервые потерпели крупное поражение. Да, муфтий верно подметил, что Куликовская битва не сразу освободила наши земли от гнёта, но именно с этих пор началось ослабление Золотой Орды, которое переросло в её полный распад и освобождение русских земель от выплаты дани. Фарит Фарисов предлагает нам забыть об этом?
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/photo_2025-02-14_10-14-48-2.jpg)
«Печально, что такое спорное событие в истории стало основанием для учреждения праздничной даты. 21 сентября (День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год) – так звучит его название в федеральном законе) входит в перечень Дней воинской славы наряду с такими значимыми событиями, как Битва под Москвой, Сталинградская битва или День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. На мой взгляд, это неправильно», - утверждает он.
Добавим, что картину с пиром на трупах русских князей в ДУМ снимать отказались, мотивировав это тем, что она «напоминает о том, к чему может привести внутренняя разобщённость общества». Интересно, а если бы где-то в здании РПЦ висел холст с пиром Дмитрия Донского на костях татаро-монгольских захватчиков, то ДУМ также бы отреагировали на неё или возмущённо потребовали бы убрать, заявив, что это ведёт к раздорам между конфессиями?
Всё это возмущает россиян.
«Представьте, если бы кто-то в Израиле ляпнул, что в «Освенциме родился Израиль», чтобы бы было с такими людьми? А у нас можно, всё ок», - пишут обескураженные россияне.
И это только цензурная часть комментариев. Текст датирован 2021-ым годом, но внимание на него обратили лишь после инцидентом с той самой пресловутой картиной в кабинете ДУМ. Её заметил военный обозреватель Юрий Подоляка и обвинил членов ДУМ РФ в «открытой русофобии». Он считает, что инцидент требует политической оценки. Трудно не согласиться. Думается, что какой-то оценки требует и высказывание Фарисова про Куликовскую битву.