
Общественная деятельность Вячеслава Моше Кантора, равно как и его благотворительные и социальные начинания, принесли бизнесмену и меценату немалую известность на международном уровне. Однако не меньше внимания и интереса вызывает деятельность Кантора в культурной сфере, где он также имеет заслуженную репутацию.
И есть за что. В то время как многие коллекционеры искусства предпочитают держать собственные коллекции бесценных произведений закрытыми от широкой общественности, Моше Кантор пошёл другим путём и на базе своего собрания картин основал полноценный музей – МАГМА или Музей искусства авангарда. Как и его создатель, музей МАГМА известен широко за пределами России, и прежде всего за то, что наполнен работами многих представителей искусства русского происхождения.
Очень русское, очень еврейское
В основе коллекции Вячеслава Кантора и, как следствие, всего музея МАГМА лежит не просто желание собирать и хранить бесценные экспонаты, но воплощать в их подборе продуманную концепцию. Решив сделать коллекцию достоянием публики, Вячеслав Моше Кантор обозначил и его миссию – продемонстрировать всему миру то, какой весомый вклад родившиеся в России художники внесли в развитие искусства на уровне всего мира.
В интервью об истории музея Моше Кантор признаётся, что первым зерном будущего музея стала картина «Похищение Европы» Серова, одно из самых известных произведений в коллекции мецената. Масштаб этой картины заставил Кантора задуматься о том, как именно она будет храниться, и прийти к выводу, что подобный шедевр просто не уживётся в рамках закрытой частной коллекции, он будет требовать музейного размаха. И именно на этот размах Кантор и пошёл.
Очевидна и еврейская тема в подборке работ в коллекции Кантора и МАГМА: большинство представленных в экспозиции художников были русскими еврейского происхождения. Вячеслав Моше Кантор, сам будучи представителем еврейской общественности, в тему переживаний еврейского народа как в прошлом, так и в настоящем, погружён глубоко, и драматичность этого отразилась и в работах мастеров, которые Кантор выбрал для коллекции. Музей сам Кантор видит в каком-то смысле как школу жизни, чья цель – не просто показать и рассказать о тех или иных художниках и их мастерстве, но позволить через них изучать жизнь в её отражении на полотнах. Вячеслав Кантор не скрывает, что придаёт большое значение русскому и еврейскому происхождению художников, поскольку дух этого очевиден в их работах и близок ему. Саму же формулу музея Кантор считает триединой: искусство очень русское, очень еврейское и очень выдающееся.
Безграничное искусство
Первой публичной выставкой нового музея в 2009 году стала выставка «Искусство без границ», которую Вячеслав Моше Кантор представил во Дворце наций ООН в Женеве. И гости, и посетившие выставку эксперты назвали её без преувеличения уникальной, и уникальность эта заключается во многом в подборе картин, чему Вячеслав Кантор посвятил далеко не один год. По словам самого Кантора, сложность заключается вовсе не в стоимости шедевров, коллекционирование и приобретение каждой работы – это не столько вложение денег, сколько серьёзное психологическое испытание. Шедевры, подобные полотнам Сутина или Шагала, имеют такое серьёзное влияние на людей, что буквально «врастают в плоть» своих владельцев, что впоследствии приводит к сложностям, когда их уговаривают с ними расстаться коллекционеры. В таких вопросах сумма, прописанная в договоре, даже самая внушительная, далеко не всегда играет решающую роль.
Сама представленная на выставке коллекция не ограничивалась работами русских и еврейских мастеров, хотя их и было большинство. В одном ряду с ними стояли и работы их единомышленников по течению авангарда, таких как Модильяни. По признанию Вячеслава Кантора, это соседство позволило ещё лучше выразить послание выставки, об отсутствии границ в искусстве, о том, что для единомышленников не важны национальности, и что через толерантность и уважение друг к другу мастера находили вдохновение и возможность творить по-настоящему прорывное и новое искусство.
Этой идеей Кантор вдохновлялся и при выборе места проведения первой крупной выставки своего музея, остановившись на Дворце наций ООН. Символичность очевидна, ведь именно это место долгое время считалось воплощением идеи о терпимости и толерантности объединённой Европы, и выставить здесь коллекцию, вдохновлённую теми же идеалами, казалось самым разумным. Вообще тема толерантности была и остаётся ведущей в общественной деятельности Вячеслава Кантора, охватывающей многие сферы, от борьбы с нетерпимостью до продвижения идей общей глобальной безопасности.
Отдельным достижением Кантор считает и то, что на выставке удалось представить публике наряду с признанными во всём мире мастерами таких художников, кто заслуженного признания ещё не поручил. Например, один из любимых художников самого Кантора, Хаим Сутин, оставил великое наследие, хоть и не слишком широко известное, в то время как художником восхищался сам Пикассо.
Музей в движении
Музея МАГМА Вячеслава Кантора не имеет постоянного места размещения, и, по признаниям самого Кантора, это было задумано изначально – сделать музей передвижным, чтобы его экспозиция могла путешествовать по миру и находить путь к зрителям в любом его конце. Что касается России, то и здесь, говорит Моше Кантор, у музея есть своя миссия – вернуть наконец русскому ценителю искусства и зрителю тех мастеров, которые сегодня больше известны на международном уровне, а то и вовсе «присвоены» другими странами. Добившись успеха в Европе и США, многие из художников из коллекции Музея искусства авангарда в этих странах считаются своими, а о том, что они русские, не знают зачастую даже сами русские.
В деле же продвижения идеалов и ценностей Вячеслав Моше Кантор и вовсе считает искусство куда более эффективным и действенным, чем любые инициативы общественных организаций и даже правительственные программы, поскольку именно искусство напрямую воздействует на подсознание, обращается к человеческим чувствам, минуя зачастую холодную логику и разум, и тем самым взывает к тому, что и делает человека человеком. Будучи приверженцем толерантного общества, Кантор считает культуру и искусство одним из мощнейших орудий в борьбе за это.
Более того, именно толерантную среду и толерантное общество сам Вячеслав Кантор считает наиболее подходящими для развития искусства в ответ. А работы живописи, наряду с фильмами, вроде «Список Шиндлера» и «Пианист», Вячеслав Кантор считает способными излечить человека и целое общество от ненависти и ксенофобии. В собственной жизни Кантора практически всё, от бизнеса до общественной работы и увлечений, оказывается связано с идеей построения мира, где все люди уважают друг друга и помогают друг другу, и таким образом в гармонию приходит и сама его жизнь.
Путь к русскому зрителю
Крупная выставка МАГМА в России прошла в 2013 году, работы из коллекции музея были широко представлены в Пушкинском музее в рамках экспозиции «Отечество моё в моей душе». По словам самого Кантора, путь на выставку нашли около трети работ авангардистов из его коллекции, причём эта треть была представлена самыми значимыми работами. То, что самое лучшее было выставлено именно в России, Моше Кантор тоже посчитал символичным. Особенно если принять во внимание, что большинство этих работ приобретены были за рубежом и на родине самих художников даже не бывали.
«В мире Россия наиболее известна как прежде всего великая ресурсная держава, ассоциируется с нами ещё разве что балет и космос, - признался Вячеслав Моше Кантор в одном из интервью на открытии выставки. - Но ведь есть и другие измерения, искусство, то, что русские не заимствовали у западной культуры, а даже напротив, стали авангардом и определили это развитие».
Что касается названия выставки, то оно было взято из стиха Марка Шагала: «Отечество моё – в моей душе, вы поняли? Вхожу в него без визы». Учитывая то, что многие из художников того времени творили в эмиграции, эта идея сохранения отечества в душе для большинства из них имела особенное значение и наполнена отдельным символизмом. Сама выставка в Москве стала крупнейшей для МАГМА, и, по признанию Кантора, именно поэтому планировалась так, чтобы представлены в ней были исключительно шедевры.
«Ведь никому нельзя будет ничего доказать, если столь могучие имена не будут сопровождаться такими же могучими работами», - отметил Кантор.
Сотрудничество с Пушкинским музеем, впрочем, не завершилось выставкой в 2013 году. Вячеслав Кантор и после охотно откликался на предложения и запросы музея, приняв, в частности, участие в масштабной выставке Хаима Сутина – первой в России – в 2017 году.
Культурный путь к толерантности
Продуктивная роль толерантности в отношении искусства неоспорима, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Именно поэтому во многом его коллекция картин, как весь Музей искусства авангарда, стал естественным продолжением куда более масштабной общественной работы Кантора. В своих выступлениях Моше Кантор не раз подчёркивал то, что поддерживает толерантность, однако не в безграничном и пассивном её виде, к какому привычны многие в Европе, а в виде концепции «безопасной толерантности» - той, что не терпит нарушений закона и угроз стабильности и безопасности как отдельных граждан, так и всего общества. У толерантности должны быть границы и рамки, аналогично с самолётом, который передвигается в коридоре безопасности, не опускаясь и не поднимаясь на те высоты, где полёт перестаёт быть безопасным и создаёт угрозы другим.
Европа в последние годы пережила немало проблем, связанных с миграционными кризисами, а также обострением проблем, связанных с радикализмом и нетерпимостью, поэтому Вячеслав Кантор видит особенную важность в том, чтобы такие проекты, как выставки коллекции МАГМА и других произведений искусства, говорящих о человеческом, получали широкое распространение и освещение. Более того, уверен Кантор, сам факт существования подобных произведений, созданных в далеко непростые периоды истории XX века, подтверждает продуктивную роль толерантности и взаимоуважения между людьми. Толерантность создаёт подходящую атмосферу для того, чтобы получали развитие самые передовые и модернистские движения, без умения принять неизвестное и на первый взгляд чуждое в обществе не появится ничего нового, уверен Кантор.
«Толерантность – это никакая не всеобъемлющая любовь, - считает Кантор. – Это просто возможность свободно конкурировать, творить и существовать. Без дискриминации».
Почётный коллекционер
Коллекция Кантора не раз оценивалась очень высоко и самыми разными экспертами. Так, в 2015 году Вячеслав Кантор был включён уважаемым изданием ArtNews в список 200 самых влиятельных коллекционеров искусства, став там всего лишь четвёртым россиянином.
В России преданность Вячеслава Кантора культурной среде и его поддержка начинаний и инициатив в этой сфере, равно как и помощь, оказываемая культурному сообществу, также нашли признание и награду. В 2018 году вместе с директором Пушкинского музея Мариной Лошак Вячеслав Моше Кантор был включён в число почётных членов Российской академии художеств, которую возглавляет народный художник СССР Зураб Церетели.
В академии художеств уникальную коллекцию Вячеслава Кантора, одну из самых крупных в мире на тему русского авангарда, признали главным его достижением. Комментируя это, Моше Кантор заговорил и о планах расширения концепции музея. Прежде МАГМА ориентировался на русских авангардистов и других российских мастеров, сформировавших европейское искусство. Однако впоследствии Вячеслав Кантор и его единомышленники, по его признанию, решили шагнуть дальше и расширить круг художников, включив и тех, на кого упомянутые мастера оказывали самое непосредственное влияние – их последователей, учеников и единомышленников, таких, как представители Парижской школы, американской, английской и других, выросших из авангарда.
Не менее важным Вячеслав Кантор считает и продолжение работы по продвижению русского искусства и русских художников за рубежом, в чём он видит вклад и в продвижение России в целом. По мнению Кантора, необходимо постоянно подчёркивать тот вклад, который Россия и русские внесли в развитие мировой культуры и искусства, зачастую выступая пионерами и первопроходцами, как это было и в случае с авангардом.
Все изображения и фотоматериалы предоставлены сайтом: www.museummagma.ru
Самое интересное: