Продажи дешевого алкоголя в стране резко выросли. В причинах разбирался эксперт-экономист.
Крупнейшие производители крепкого алкоголя в России сообщили о росте продаж в январе-июне нынешнего года. Россияне раскупали спиртное еще активнее, нежели в рекордном первом полугодии 2020-го. В первую очередь хорошо расходилась дешевая водка, которую, по всей видимости, стали покупать чаще из-за падения доходов.
Лидер по продажам водки Beluga Group в первом полугодии увеличил отгрузки на 1,3% — до 6,5 млн декалитров. При этом у «Алкогольной сибирской группы» (бренды водки «Хаски», «Белая березка» и др.) рост составил 2% — до 3,4 млн декалитров, сообщили «Ведомости» У группы компаний «Руст» (водка «Русский стандарт», «Талка» и др.) продажи в натуральном выражении выросли на 5,6%, у «Ладоги дистрибьюшен» продажи крепких напитков увеличились на 12%.
Однако отдельные специалисты склонны считать: рост продаж крепкого алкоголя отнюдь не связан с увеличением потребления. Возможная причина такого тренда - крупные компании вытесняют небольших производителей с полок торговых сетей. Такого же мнения придерживаются и в Союзе производителей алкогольных напитков, где рекордные продажи спиртного связали также с уменьшением нелегального оборота, доля которого в стране составляет около 30 процентов.
Экономический аналитик Артем Ермолаев в разговоре с «Блокнотом» предположил, что влияние оказало и повышение с начала 2020 года акцизов на винные напитки. По этой причине, считает эксперт, россияне в массовом порядке стали налегать на бюджетную водку.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз прогнозирует, что по итогам года прирост по крепкому алкоголю составит 2-3 процента.
Генеральный директор Бюро консалтинга и корпоративной безопасности Алексей Долженков заявил «Блокноту», что рост продаж крепкого алкоголя, вероятно, связан с целым рядом факторов.
«Во-первых, это закрытые границы и невозможность выезда на отдых за рубеж, ведь до этого в российскую статистику алкоголь, выпитый в отелях по системе «все включено», никак не попадал. Во-вторых, это не известные науке ранее «нерабочие дни», а их было предостаточно в первой половине года», - отметил эксперт.
Он указал и на негативные тенденции в экономике - жить стало тяжелее, а как известно, в депрессивные времена всегда пьют больше.
«Причем, если первые два пункта, я думаю, повлияли больше на потребление более дорогого алкоголя, такого как виски, то третий пункт как раз и дал толчок к росту продаж недорогой водки. На самом деле грустно видеть такие тенденции. Несколько лет назад казалось, что мода на здоровый образ жизни все прочнее и прочнее укореняется у нас стране, а тут опять катимся к медали за первое место среди самых пьющих. Совсем не та номинация, в которой хочется быть первыми», - резюмировал Долженков.
Ранее «Блокнот» сообщал о законопроекте, который предполагает запрет на торговлю спиртным и сигаретами в обычных магазинах. Представители ритейла утверждали: если это произойдет, то многие супермаркеты будут вынуждены закрыться.
Представитель одной из региональных торговых сетей пояснила «Блокноту» что доля алкоголя в выручке магазина оставляет 10−20%, в разгар экономического кризиса она достигала 25%. Так, для сравнения, доля молочной продукции, а также категории «фрукты-овощи» составляет по 10% каждая. По этой причине практически любой продуктовый магазин сегодня стремится получить лицензию на продажу спиртных напитков – дело в том, что ведь алкоголь не только дает выручку, но и формирует дополнительный трафик покупателей. Эксперты объясняют: человек, покупающий спиртное, всегда заинтересуется и продуктами. Если убрать из магазинов спиртное, многие будут вынуждены почти сразу же закрыться.