Драматические выборы в Грузии приковали внимание россиян.
В самом деле, политика подобна спорту, а выборы – зрелищному соревнованию за суперкубок. Разумеется, если мы говорим о настоящей политике и настоящих выборах. В этом смысле кампания в Грузии не могла быть не замечена. По итогам дня голосования избирком сообщил о победе правящей партии «Грузинская мечта», которая снесла 12 лет назад президента Михаила Саакашвили и с тех пор руководит страной. Но крупнейшие оппозиционные партии назвали такой результат фальсифицированным. Первые дни после объявления результатов уже сопровождаются уличными акциями. Политик и постоянный автор «Блокнота» Олег Шеин, тем не менее, уже видит итоги этой кампании.
«Грузинская мечта», по официальным данным местного Центризбиркома, выиграла выборы. Однако, есть нюансы. Партия проиграла во всех четырех крупнейших городах страны: Тбилиси, Кутаиси, Рустави и Батуми. Да, здесь она смогла получить весьма достойные 40-45% голосов, но победу принесла сельская глубинка и национальные окраины: в населенных азербайджанцами и армянами районах правящая партия заручилась 80-90% голосов. Раскол произошел и по возрастной линии. Молодежь в основном голосовала за оппозицию, пожилые люди – за действующее правительство.
Стержнем повестки в этот раз были российско-грузинские отношения. Степень ожесточения оказалась такой, что в конце августа премьер-министр Грузии (обладает, по Конституции страны, гораздо большими управленческими полномочиями, чем президент – “Блокнот”) Ираклий Кобахидзе заявил, что после выборов обратится в суд с иском о запрете всех оппозиционных партий и лишении их депутатов мандатов. Обе стороны провели массовые митинги.
Насколько обоснованы обвинения в массовых фальсификациях? Отвечая на этот вопрос надо понять, что все избирательные участки Грузии оборудованы КОИБами. КОИБ - это «комплекс обработки избирательных бюллетеней», комбинация принтера и сканера. Он исключает вброс бюллетеней, переписку протоколов и выдает результат сразу после закрытия участков. Это замечательное изобретение и у нас, например, «Единая Россия» на участках с КОИБами всегда имела результаты заметно хуже, чем на участках с ручным подсчетом голосов.
Понятно, что КОИБ не поможет против подкупа, «круизного» голосования одних и тех же лиц на разных участках и вообще эффективен при наличии наблюдателей. Но это, повторю, изумительный механизм, резко сокращающий зону махинаций.
Оппозиция не стала в этот раз публиковать данные параллельного подсчета голосов. Они, очевидно, не расходятся с официальными. Основные обвинения заключаются в круизном голосовании одних и тех же лиц на разных участках. С этим сталкивались все, кто в России вел избирательные кампании. Но этот механизм преодолеваем при должной мобилизации актива и высокой явке.
Официальные результаты выборов с абсолютной точностью соответствуют оценкам американского Национально-демократического института осени 2023 года. Тогда положительно оценивали работу правительства 54% населения стран, неудовлетворительную оценку давали 38%. Именно такой протокол выдала Центральная избирательная комиссия сейчас. Скорее всего «европейская четверка» действительно проиграла эти выборы. Почему?
В основе успеха партии власти – экономика
Начнем с того, что экономика Грузии в высочайшей степени зависит от внешней торговли. Доля экспорта к ВВП составляет 50%. Для сравнения, у России 23%, Японии 21%, Китая 20%, США 12%. Иными словами, Грузия абсолютно уязвима от ситуации на внешних рынках. Все благосостояние грузинского народа построено на них.
Обратимся теперь к данным внешней торговли Грузии. В обыденном понимании Грузия живет за счет туристов из России и продажи нам же вина. На самом деле картина чуть сложнее. Официально, Россия занимает лишь пятое место в грузинском экспорте с долей в 10.7%, уступая не только Азербайджану и Армении, но и Казахстану с Киргизией. Более того, 37% экспорта приходится на продукцию автопрома и лишь 11% на вино.
Но никакого автопрома в Грузии нет. Он был когда-то давно, при Советском Союзе. В Кутаиси в 1947 году был открыт крупный завод, производивший грузовики, двигатели и даже автопоезда. Но с распадом Союза объем заказов иссяк, найти новые рынки не вышло и в 2001 году предприятие закрылось. Поэтому Грузия сейчас ввозит автомашины из Германии и США и перепродает их в Россию. Санкционные товары официально поступают в Киргизию, Армению и Казахстан, но по сути даже не заезжают туда, а следуют через Крестовый перевал во Владикавказ. Нет, это не военная продукция. Это товары премиум-класса, предмет вожделения российской элиты.
Второе место в экспорте занимает вино, и оно действительно поступает в первую очередь в Россию. У Азербайджана есть свои отличные вина, не говоря уже про Европу. А китайский рынок привык к французской и чилийской продукции, пробиться на него грузинам не вышло даже несмотря на подписанное семь лет назад соглашение о свободе торговли. Иное дело – Россия.
По сравнению с 2020 годом общий экспорт Грузии увеличился вдвое. И это несмотря на потерю китайского рынка, откуда грузинская медь была вытеснена более дешевой российской. По сути, весь рост дали экспорт и реэкспорт «на север» по военно-грузинской дороге.
Теперь обратимся к туризму. Его роль в грузинской экономике также необычайно высока. Он составляет более 18% к ВВП. Для сравнения, Франция – 2%, Испания – 5%, Таиланд – 12%. Россия занимает первое место по числу иностранных туристов в Грузии (второе у турок, третье у армян, но применительно к последним речь скорее не о туристах, а о трансграничных поездках). В прошлом году в Грузии побывало 1,2 млн россиян при населении страны в 3,7 млн человек. Собственно, на российском туризме построена значительная часть малого бизнеса страны. Убрать сегодня экспорт в Россию и туризм из России – и экономика страны просто рухнет.
Очевидно, что в этих условиях надо удивляться не победе «Грузинской мечты», а ее поражению в городах. Суровая риторика правящей партии, включая угрозы запретить оппозиционные партии вместе с ограничительными законами последнего времени, очевидно, оттолкнули определенную часть избирателей. Но «Мечте» повезло с оппозицией. Радикальный подход по внешней повестке, игнорирующий экономику, судя по сообщениям проживающих в Грузии россиян, зацементировал вокруг «Мечты» значительную часть возрастного и сельского населения.
Особенности грузинского выбора
В Советском Союзе Грузия была привилегированной республикой. Потребление на душу населения вчетверо превышало созданный на душу населения продукт.
При этом в местном сообществе удивительно сочеталось отрицательное отношение к Союзу как тоталитарному государству и симпатии к Сталину. В 1956 году в Тбилиси прошли массовые митинги против разоблачения культа личности и музей Сталина в Гори продолжал работать и при Хрущеве, и при Брежневе. Работает он и сейчас. И вместе с тем Грузия заявила о выходе из СССР уже в апреле 1991 года, за полгода до подписания Беловежских соглашений.
Однако выход не был ровным. С ним не согласились абхазы и осетины, поддержанные армянским и русским населением этих автономий. В ходе кровопролитных столкновений, длившихся более года, независимая Грузия потеряла контроль над этими территориями. Поражение объяснялось «российской агрессией», однако у абхазов свой счет к ельцинской России, включая передачу Грузии в разгар боев 220 танков. Как бы то ни было, итогом стали потеря территорий и более 200 тысяч беженцев. Отдельную проблему доставило решение о рекрутировании в вооруженные силы бандитов, специально для этого освобожденных из тюрем. Банды получили название «мхедриони» («рыцарей») и погрузили страну в хаос.
Бедность, коррупция и насилие создавали в грузинском обществе напряжение, а возглавивший страну Эдуард Шеварднадзе, бывший член Политбюро ЦК КПСС и министр иностранных дел при президенте СССР Михаиле Горбачеве, явно не справлялся с вызовами. И как водится в таких ситуациях, разлом возник изнутри системы. Против Шеварднадзе выступили спикеры парламента, а возмущенный народ возглавил молодой министр юстиции Михаил Саакашвили. Попытка Шеварднадзе подавить выступления силой эффекта не имели: армия отказалась его поддержать, а от «мхедриони» ввиду их невменяемости пришлось избавиться еще раньше.
Дальнейший ход событий российский наблюдатель знает. С либеральной точки зрения Грузия стала образцом для России. Была подавлена коррупция. Служба в полиции и налоговой инспекции стала высокооплачиваемой и престижной, что позволило железной рукой уничтожить воровские сообщества и навести порядок с бюджетом. Личные связи Саакашвили на Западе позволили привлечь инвестиции в туризм, выстроить великолепную инфраструктуру в Батуми и восстановить исторические центры в десятках городов страны. Экономика росла по 10% в год.
Однако у этого благолепия была и оборотная сторона. В стране фактически запретили профсоюзы как препятствие бизнесу. Уволить любого человека можно было без объяснения причин и всяких сроков. Хотя доход на душу населения утроился, бедность сократилась незначительно: львиная доля созданного досталась привилегированному меньшинству. Были приватизированы больницы и поликлиники. А главное, Саакашвили вовсю использовал тему ресентимента, исторических обид и восстановления «исторических земель». И если с Аджарией у него все получилось, достаточно было перейти вброд речку, то с Южной Осетией вышло, как известно, иначе. Поражение в пятидневной войне (она же «война 08.08.08» – «Блокнот») обернулось глубоким кризисом и завершилось сносом партии Саакашвили на выборах 2012 года.
«Грузинская мечта», пришедшая 12 лет назад к власти, вернула часть прав работникам, восстановила экономические связи с Россией и публично отказалась от военного пути воссоединения с Абхазией и Южной Осетией. Была принята государственная программа всеобщего здравоохранения, экстренные операции стали бесплатными. Темпами выше инфляции до недавнего времени росла пенсия, хотя ее уровень остается крайне низким и не превышает 11 тысяч рублей при сравнимых ценах. Стали выдавать жилье беженцам.
Но «Грузинская мечта» рискует попасть в ловушку долгого правления. У французского философа Монтескье была отличная фраза: «всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». В этом смысле демократичные выборы являются лучшим лекарством для поддержания политической верхушки в тонусе. Если есть понимание, что власть не пожизненна, а избиратель может и отдать ее другому, то и отношение к народу становится иным.
Самое интересное: