В конце января прошло очередное объединенное заседание правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в рамках которого обсуждались вопросы по созданию и развитию петербургской агломерации.
Губернатор Петербурга Александр Беглов позитивно оценил ход интеграционных процессов между двумя регионами. В то же время областные чиновники и эксперты скептически относятся к реальной результативности совместного развития, указывая на срывы сроков проектов Смольным, завязшем во внутренних проблемах города.
Самым актуальным направлением сотрудничества Петербурга и Ленобласти экспертами называется мусорная реформа. В области она началась еще 2019 году и, за исключением некоторых моментов, проходит успешно. Город же отложил старт реформы до 1 января 2022 года, при этом сразу же столкнулся с глубоким кризисом.
Целые районы Петербурга, где произошла смена ответственных за вывоз отходов компаний, оказались завалены мусором. Руководство Петербурга во главе с Бегловым обещает оперативно разобраться с проблемой, но раз за разом названные сроки срываются.
Причина кризиса кроется в фиктивной подготовке к реформе. Прописанные на бумаге нормативы, схемы, требования и рекомендации оказались оторваны от реальной ситуации. И попытка исправить эту и множество других острых проблем может надолго отвлечь петербургские власти от воплощения в жизнь совместных проектов с областью, хотя реализация мусорной реформы в отрыве от сотрудничества с Ленобластью просто невозможна считает представитель Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик.
«Мы прекрасно понимаем, что в Петербурге сейчас куча проблем: неуборка снега, сосульки, гололедица, травматизм, вывоз мусора и так далее. Все эти проблемы очень жесткие, резкие, они требуют на себя огромное количество внимания со стороны и губернатора, и вице-губернаторов, председателей городских комитетов. Поэтому допускаю, что в 2022 году у них просто не доходят руки еще и до совместных проектов с областью, хотя тот же единый межрегиональный мусорный оператор между Петербургом и Ленобластью – это одна из горящих проблем», - рассказал Соловейчик.
Так, для проведения мусорной реформы Петербургу необходимо согласовать свою территориальную схему обращения с отходами. Это требуется для того, чтобы петербургские компании четко знали, как, куда, и в каких количествах свозить мусор для дальнейшей переработки. И если Ленобласть для себя такую схему разработала и успешно реализовала, то петербургская схема оказалась неэффективна и сейчас перерабатывается на ходу, что подтвердил глава Комитета по природопользованию Александр Герман.
Закономерный результат неразберихи – появление так называемых «черных мусорщиков». Машины без символики компаний забирают мусор из петербургских дворов и вывозят на нелегальные свалки в Ленобласти. Одна из таких свалок уже была обнаружена областным эконадзором и принадлежит компании «Эко Лэнд», обслуживающей северные районы Петербурга.
Советник губернатора Ленинградской области по экономике, руководитель областного Союза работодателей, профессор Александр Габитов видит решение в передаче полномочий по реализации важных совместных проектов объединенному межрегиональному правительственному органу, который еще только предстоит создать.
«Есть комплексная проблема, системная, должен быть некий единый координационный орган. Тот, что сейчас есть, межправительственная комиссия, она не отрабатывает тех задач, которые есть между двумя правительствами. Даже совместное заседание правительств двух регионов не решило больших проблем. И создание единого органа, вполне возможно, что это даже может быть орган государственной власти с определенными полномочиями, изменило бы ситуацию в лучшую сторону», - считает Габитов.
По мнению профессора, создание такой структуры поможет решить и многие другие проблемы по интеграционному развитию Петербурга и Ленобласти, которое тормозится из-за действий, а чаще бездействия Смольного. В качестве примера он приводит ежедневный транспортный коллапс в Кудрово.
«Например, в транспортном направлении, движение из того же Кудрово, когда невозможно выехать, абсолютно точно это известнейшая проблема», - рассказал Габитов.
Он отмечает, что метро в Кудрово могло бы решить эту проблему, но сроки реализации проекта постоянно переносятся. При этом строить метро должен город, но тормозится при этом развитие именно области.
«Метро уже превращается в некую точку торможения развития регионов, нужно понимать, что да, метро – это ГУП Санкт-Петербургский, но он выполняет задачу более серьезного развития», - отметил профессор.
Эта же проблема касается транспортно-пересадочных узлов по другим направлениям. Всего, до 2030 года на территории Петербурга и Ленобласти должно появиться порядка 40 ТПУ, но те, за реализацию которых отвечает Смольный, даже не дошли до уровня согласования и проектирования, их появление только обсуждают. В то время как Ленобласть уже работает на земле, например, строит ТПУ в «Девяткино».
Габитов отмечает один важный нюанс. Работающие в Петербурге жители Ленобласти, а их ежедневный поток оценивается в 300 тысяч человек, сталкивающиеся с проблемами транспортной доступности, обращаются за их решением к областному правительству. Но там помощь оказать не могут, так как проблема со стороны города.
«Из Ленинградской области в Санкт-Петербург ежедневно уезжает 300 тысяч человек, которые работают в Санкт-Петербурге, и Санкт-Петербургу они приносят подоходный налог, в Петербурге они покупают продукты, товары и услуги. Сказать, что эти проекты больше нужны одному из регионов однобокая, они нужны обоим регионам. А вот наличие напряженности, то же Мурино, Кудрово, когда невозможно выехать, оно отдаются жильцам этих населенных пунктов в администрацию Ленинградской области, как проблема Ленинградской области, хотя, к примеру, метро – это проблема Санкт-Петербурга. Этот вопрос абсолютно точно нужно решать системно», - заявил Габитов.
Интересно, что аналогичная проблема у Петербурга имеется не только на уровне региональной агломерации, но и на федеральном уровне. Создание высокоскоростной магистрали между Петербургом и Москвой могло бы давно начаться, но Смольный никак не может проработать городскую часть маршрута. Ленобласть, к примеру, проект своего отрезка уже разработала и готова к реализации проекта.
По оценке Габитова, воплощение в жизнь этих и других проектов между Петербургом и Ленобластью может увеличить объем валового регионального продукта в два раза. Однако об их эффективной реализации можно будет говорить, когда появиться единый и системный подход.
«Решение одной отдельной точечки не приведет к решению общих проблем. Это и метро, и мусор. Эта работа должна комплексно отрабатываться, нужно решать, что делать с этим мусором: сжигать, компостировать, селектировать (сортировать – прим.ред.), наличие единого подхода системы управления по таким глобальным вопросам абсолютно точно приведет к решению этих вопросов более эффективно – раз, и два – к увеличению общего объема ВРП (валовый региональный продукт) по этим двум регионам в полтора-два раза», - рассказал Габитов.
Учитывая, что проекты раз за разом откладываются по вине правительства Петербурга, было бы логично создание межрегиональной правительственной структуры на основе более успешной и опытной стороны, то есть Ленобласти. Как следствие, в долгосрочной перспективе именно Петербург может оказаться придатком региона, в то время как область окажется драйвером развития.