![Время первых: 18 сентября – День рождения первооткрывателя ночных таранов летчика Виктора Талалихина Время первых: 18 сентября – День рождения первооткрывателя ночных таранов летчика Виктора Талалихина](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/IMG-20230917-WA0039-1005x605.jpg)
Ночной таран Талалихина встанет в ряд первых ночных таранов Великой Отечественной войны, одновременно с этим став самым известным.
Также 18 сентября День памяти погибших мотоциклистов, День рождения Советской гвардии, Международный день равной оплаты труда, Международный день электронной книги, Всемирный день мониторинга качества воды, День кленового листа и День памяти святого пророка Захарии и святой праведной Елисаветы, а также в этот день в 1934 году СССР вошел в состав Лиги Наций, а в 2006 году состоялся запуск космического корабля Союз ТМА-9 с первой космической туристкой и одновременно первым иранским космонавтом Ануше Ансари на борту.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день летчике Викторе Талалихине, который одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран немецкого самолета-бомбардировщика.
Виктор Васильевич Талалихин (1918-1941) — советский военный летчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, младший лейтенант, Герой Советского Союза.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/Victor_Talalihkin.jpg)
Ночной таран, который совершил младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин, относится к хрестоматийным подвигам периода Великой Отечественной войны. Он навсегда вошел в военную историю нашей страны и как пример мужества был широко освещен советской прессой уже в августе 1941 года. После завершения войны летчик и совершенный им ночной таран навсегда остались в памяти благодарных соотечественников.
Биография
Родился Виктор Талалихин 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Терсинской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Виктор был сыном рабочего. Он окончил школу-семилетку в Вольске в 1933 году.
Вместе с родителями в 1933 году Виктор приехал в Москву и начал работать на Московском мясокомбинате. В 1934—1937 годах молодой человек учился в фабрично-заводском училище при мясокомбинате, получил специальность «колбасник».
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/talalihin_1000.jpg)
Работу на мясокомбинате молодой Талалихин совмещал с занятиями в аэроклубе Пролетарского района столицы. Как и многие юноши тех лет, он грезил небом и авиацией. В 1937 году Виктор поступает в Борисоглебскую военную авиашколу, обучение в которой завершает в декабре 1938 года. При выпуске из школы он получает назначение в Подмосковье в 27-й ИАП. Данный авиаполк дислоцировался в Клину недалеко от столицы и отличался хорошо подобранным кадровым составом. В полку было много бывших летчиков-испытателей.
Виктор Талалихин участвовал в советско-финляндской войне (1939—1940). Он воевал в составе 68-го истребительного авиаполка. Согласно биографии «Виктор Талалихин», написанной С. Г. Утехиным в 1960-х годах, на биплане И-153 «Чайка» Талалихин совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолета, позднее эта информация о сбитых самолетах получила широкое распространение в литературе о В. Талалихине (одни авторы пишут о 4 личных победах, другие — о 4 одержанных лично и в группе). За заслуги в боях Талалихин был награжден орденом Красной Звезды.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/1628131723_i-16-tip-29.jpg)
Перед Великой Отечественной войной Виктор Талалихин жил в Клине Московской области, продолжал службу в 27-м истребительном авиаполку. В боях Великой Отечественной войны летчик принял участие с июня 1941 года. В июле 1941 года он был повышен в должности до заместителя командира авиаэскадрильи с переводом в 177-й истребительный авиаполк ПВО. Воевал на истребителях И-16 и МиГ-3.
Ночной таран
В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 тип 29 одним из первых военных летчиков РККА в Великой Отечественной войне Талалихин произвел таран в ночном воздушном бою над Москвой, сбив в небе Москвы бомбардировщик He-111 лейтенанта И. Ташнера из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Справедливости ради стоит отметить, что первый ночной таран за 9 ночей до описываемых событий совершил в ночь на 29 июля старший лейтенант Петр Васильевич Еремеев.
Ночной таран Талалихина встанет в ряд первых ночных таранов Великой Отечественной войны, одновременно с этим став самым известным. Взлетев на патрулирование примерно в 22:55, Виктор Талалихин достаточно быстро встречает в небе немецкий средний двухмоторный бомбардировщик Хейнкель He-111. Это происходит в небе южнее Подольска на высоте от 4500 до 5000 метров. Виктор Талалихин предпринимает несколько попыток сбить вражескую машину, обстреливая бомбардировщик из пулеметов.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/inVoFW6s1Og.jpg)
В своих рассказах о воздушном бое летчик-истребитель говорил, что одной из очередей ему удалось повредить правый мотор Хейнкеля, но самолет все равно продолжал полет и пытался оторваться от преследования. Только израсходовав все боеприпасы, Талалихин решается на таран.
Стоит отметить, что в 2014 году поисковики нашли самолет героя, в лентах пулеметов ШКАС и БС еще оставались патроны. Возможно, в полете пулеметы отказали по какой-либо причине. К сожалению, с советскими истребителями это случалось достаточно часто. Так, крупнокалиберный пулемет УБС, который стоял на И-16 тип 29, к тому моменту не отличался особой надежностью. Из частей поступали жалобы на отказы пулемета. Естественно, в ходе воздушного боя Талалихин не мог точно определить, кончились у него патроны или пулеметы отказали из-за технической неисправности.
Оставшись без пулеметного вооружения, Талалихин, ни секунды не сомневаясь, решается таранить немецкий бомбардировщик. Летчик-истребитель хотел таранным ударом отрубить винтом хвост немецкого самолета. На подлете к противнику, немец-стрелок открыл огонь из пулемета и ранил Талалихина в правую руку. К счастью, ранение оказалось легким и позволило герою не только довести задуманное до конца, но и успешно покинуть поврежденный истребитель.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/w720h405fill.jpg)
После удара И-16 Талалихина перевернулся на спину и потерял управляемость. Летчик выпрыгивает из машины на высоте примерно 2,5 километра. Уже спускаясь на парашюте, Виктор видит, как падает сбитый им двухмоторный бомбардировщик, которому он ударом винтомоторной группы повредил хвостовое оперение.
После тарана самолет Талалихина упал в лес вблизи деревни Степыгино (ныне — городской округ Домодедово), а сам раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку. Удачно приземлившись, Талалихин первым делом обращает внимание на наручные часы, которые остановились в момент удара. Стрелки часов показывали 23 часа 28 минут. Экипажу немецкого бомбардировщика повезло гораздо меньше, из его состава выжил только один человек – пилот фельдфебель Рудольф Шик. Он 21 день пытался выйти к линии фронта и практически дошел, но был взят в плен в районе Вязьмы.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/Na_s-emkah_Boevogo_kinosbornika_-_4_v_avguste_1941_goda.jpg)
Гибель в воздушном бою
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза летчику-истребителю младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу» от 8 августа 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» летчик был удостоен звания Героя Советского Союза.
По утверждениям ряда авторов, в последующих боях В. Талалихин сбил еще пять немецких самолетов. По данным исследователя результативности советских истребителей М. Ю. Быкова, в 1941 году Виктор Талалихин сбил три немецких самолета лично (причем первый из них в воздушном бою накануне своего легендарного тарана — 5 августа 1941 года сбил Ю-88, второй — тараненый He-111, третий — сбитый 13 октября еще один He-111). В бою 15 октября 1941 года в группе с товарищами Талалихин также сбил один немецкий истребитель Ме-110.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2023/09/Talalikhin-533x800.jpg)
Виктор Талалихин погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Летчик совершил 47 боевых вылетов. На момент гибели Виктору Талалихину было всего 23 года. Он был похоронен в колумбарии Донского кладбища, в 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» прах героя был перенесен и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году Талалихин был зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка.