«Я люблю, когда забываю, что я смотрю кино, включаюсь и начинаю играть в эту игру, сопереживаю, кого-то начинаю любить, кого-то не любить».
Также 26 августа День дальнобойщика, День привлечения удачи, Международный день актера, День признания независимости Абхазии и Южной Осетии и Праздник Семистрельной иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», а также в этот день в 1918 году в России большевиками были национализированы театры, а в 1957 году ТАСС сообщил об успешном испытании межконтинентальной баллистической ракеты.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день в 1925 году известном режиссере Петре Тодоровском. Петр Ефимович Тодоровский (1925-2013) — советский и российский кинооператор, кинорежиссер, сценарист, кинокомпозитор, актер, народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996) и кинопремии «Ника» (1993, 2004), участник Великой Отечественной войны.
Помимо прочего Петр Тодоровский - номинант на кинопремию «Оскар» (1985) в категории «лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Военно-полевой роман» (1983).
«Я люблю, когда забываю, что я смотрю кино, включаюсь и начинаю играть в эту игру, сопереживаю, кого-то начинаю любить, кого-то не любить», — говорил Петр Тодоровский о кино, которому он посвятил всю свою жизнь.
Детство и военная юность
Петр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городе Бобринце Украинской ССР в еврейской семье. Родители — Ефим Гильевич Тодоровский и Розалия Цалевна Островская. Петр окончил 9 классов средней школы.
В начале Великой Отечественной войны вместе с родителями он эвакуировался в Сталинград, работал с отцом разгрузчиком угля на электростанции. Из-за наступления немцев в ноябре 1941 года семье вновь пришлось бежать. Почти два года Петр работал в колхозе «Песчаный Мар» (в простонародье — «Шишка») Новоузенского района Саратовской области.
В Красной армии Петр Тодоровский с апреля 1943 года, с лета — курсант Саратовского военно-пехотного училища, с августа 1944 года — командир минометного взвода во 2-м стрелковом батальоне 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии, входившей в состав 47-й армии 1-го Белорусского фронта. Тодоровский принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Закончил войну у Шенхаузена на Эльбе. Был контужен в марте 1945 года.
После войны Тодоровский служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. После увольнения в запас работал на заводе стеклотары, брал уроки рисования и одновременно окончил десятый класс.
Творческая биография
В 1949 году Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека). По окончании учебы в 1954 году он работал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов, снимал для киножурнала «Советская Молдавия», в игровом кино дебютировал фильмом «Молдавские напевы» (1955, 0+). С 1955 года около десяти лет он работал на Одесской киностудии, затем — на «Мосфильме».
В качестве актера Петр Тодоровский снялся в фильмах «Был месяц май» (1970, 16+), и «Трясина» (1977, 12+). Также Тодоровский - композитор и автор песен к ряду фильмов, импровизатор и аккомпаниатор игры на русской семиструнной гитаре.
Петр Тодоровский аккомпанировал В. Высоцкому при записях его песен, был художественным руководителем картины «Есть у меня друг» (1974, 0+). В 2002—2007 годах Тодоровский совместно с Н. Б. Рязанцевой вел режиссерские мастерские на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
29 апреля 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого не смог оправиться. Скончался режиссер 24 мая 2013 года в Москве на 88-м году жизни. Прощание с режиссером прошло 28 мая в Большом зале Дома кино, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Режиссер Тодоровский
«Петр Тодоровский приложил руку — как оператор и режиссер — ко многим классическим фильмам 1950–60-х. Даже эпизод с участием Петра Тодоровского из картины Марлена Хуциева «Был месяц май» — памятная монетка в копилочку шестидесятнической мифологии. Тем не менее он никогда не ходил в первых и главных, всегда держался в тени. Слыл себе тихим лириком, скромным автором-исполнителем «городских романсов», богатых на задушевность, но не на изыски стиля и тем паче не на высоколобую интеллектуальность», - пишет о Тодоровском киновед Андрей Плахов.
Как режиссер Петр Тодоровский дебютировал в 1962 году, сняв фильм «Никогда» (0+). О чем бы ни рассказывал Петр Ефимович в своих картинах, его истории всегда отличала лирическая, душевная интонация, мягкий юмор и безграничная любовь и милосердие к людям. Экран ведь тонкая материя, его не обманешь, и, если режиссер, по сути дела, равнодушен к своим героям, а увлечен лишь внешними эффектами и сюжетными ходами, это видно сразу.
У Тодоровского подобного быть просто не могло. Его герои покоряют практически с первого кадра, становятся чуть ли не родными и не отпускают даже после финальных титров. Всей душой переживаешь за молодую влюбленную пару из «Городского романса» (1970, 12+), восхищаешься силой и слабостью Маргариты из «Любимой женщины механика Гаврилова» (1981, 0+), невозможно спокойно наблюдать за жизненными перипетиями персонажей «Военно-полевого романа» (1983, 12+) и картины «Анкор, еще анкор!» (1992, 12+).
В 1989 году Петр Тодоровский буквально взорвал советский кинематограф своей «Интердевочкой» (18+). Режиссеру удалось подать эту щекотливую для нашего кино тех лет тему деликатно и в то же время жестко и пронзительно.
«Вместо того чтобы снять лихую обнаженку про путану, режиссер сделал лирическую драму — и попал в точку зрительских ожиданий: ведь публика скорее сентиментальна, чем цинична. «Интердевочка» хоть и кажется порождением хитроумной конъюнктуры, полна простодушия, которое делает любой фильм Петра Тодоровского одновременно беззащитным и не требующим защиты», - отмечает киновед Андрей Плахов.
В 2001 году режиссер снял трогательный фильм «Жизнь забавами полна» (16+), где показал целую галерею смешных, непутевых, неустроенных людей, живущих на стыке эпох и отчаянно, до дрожи нуждающихся в любви. Недаром рефреном фильма звучит стихотворение Григория Поженяна «Нужно, чтоб кто-то кого-то любил».
Оператор, сценарист, режиссер, композитор Петр Тодоровский оставил нам в наследство целую плеяду изумительных фильмов, легких, ироничных, мудрых и, самое главное, неизменно добрых. Петр Ефимович был открытым, солнечным человеком. То же самое можно сказать и о его картинах.