Костюм с иголочки, легкий запах хорошего парфюма. С сигаретой и бокалом коньяка в руке.
Также 7 июня Всемирный день безопасности пищевых продуктов и День мелиоратора, а также в этот день в 1872 году в Москве начато строительство первой в городе конно-железной дороги, в 1950 году советское правительство выступило с меморандумом об Антарктике, направленным против планов США решить проблему «Ледяного континента» в узком кругу западных государств, а в 1990 году Алексий II был избран на престол Патриарха Московского и Всея Руси.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день писателе-сатирике, драматурге и сценаристе Аркадии Арканове (1933-2015). Обладатель невероятно тонкого чувства юмора и харизмы Аркадий Михайлович Арканов больше полувека был украшением любого концерта, праздника, а также застолья. Он так заразительно умел импровизировать и шутить, несмотря на свой невозмутимый внешний вид, что его фразы, оброненные как бы невзначай, сразу же уходили в народ.
Детство
Родился Аркадий в Киеве в семье снабженца Михаила Иосифовича Штейнбока, арестованного через год после рождения сына. До освобождения отца в 1938 году Аркадий жил с матерью, Ольгой Семеновной Брандман под Вязьмой, где отец отбывал заключение в Вяземском лагере.
В 1938 году отца выпустили, затем семья жила в Москве (отец служил ответственным за снабжение заключенных Норильлага). Военное детство Аркадия Штейнбока прошло в эвакуации в Красноярске, где он пошел в первый класс средней школы. По его собственным воспоминаниям, в тот период жизни на него оказал большое влияние известный летчик Леонард Крузе.
Лишь в 1943-м семья смогла вернуться из эвакуации в Москву, где Аркадий Штейнбок и окончил среднюю школу. Получив аттестат, он отправился поступать в геологоразведочный институт на престижный геофизический факультет, дважды прошел мандатную комиссию, но члены приемной комиссии отчетливо дали понять молодому человеку, что с еврейской фамилией и судимостью отца ему абсолютно ничего не светит.
Тогда Аркадий отнес документы в Медицинский институт имени И. М. Сеченова, где их приняли без лишних вопросов. Став студентом, он начал вращаться в творческих кругах молодежи, которая постоянно устраивала различные выступления, капустники, показывала юморески. Такая веселая атмосфера студенческой жизни всецело повлияла на дальнейшую судьбу Аркадия Штейнбока.
Творчество
Литературной деятельностью Аркадий занялся в студенческие годы — спектакль, в котором он был одним из авторов, получил серебряную медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году.
Григорий Горин вспоминал, что псевдонимы и он, и Аркадий Арканов взяли в 1963 году по рекомендации редактора Центрального телевидения и радиовещания, когда их совместная юмореска была принята для радиопрограммы «С добрым утром!». А. Арканов опроверг слухи о псевдониме, как обыгрывающем имя писателя Аркадий — Арканов. «Я взял древнееврейское слово «арка», означающее «загадка», поэтому псевдоним означает «загадочный»» — объяснял писатель. В одном из интервью он указывает, что в детстве был известен среди друзей как Аркан (уменьшительное от Аркадий), что впоследствии стало его псевдонимом и в 1964 году официальной фамилией.
Аркадий Арканов является автором ряда текстов известных песен. В 1965 году в соавторстве с Григорием Гориным и композитором Константином Певзнером была написана «Оранжевая песня» для 6-летней грузинской исполнительницы Ирмы Сохадзе. Впоследствии эта популярная песня была в репертуаре многих исполнителей, среди которых Марина Влади с сестрами, Анастасия Стоцкая и другие.
В 1966 году вышел сборник юмористических рассказов «Четверо под одной обложкой», куда вошли произведения А. Арканова, Григория Горина. Арканов был ведущим телевизионных передач («Анализы недели», «Клуб «Белый попугай»», «Вокруг смеха. Нон-стоп», «Клуб ворчунов», «Кусочек сыра» и других).
Имидж и сатира Арканова
Костюм с иголочки, легкий запах хорошего парфюма. С сигаретой и бокалом коньяка в руке. Низкий голос, произносящий что-то без суеты, но крайне метко. Все это Аркадий Арканов.
Имидж Арканова возник задолго до того, как в русском языке появилось это слово. Юморист всегда носил галстук, пиджак и имел совершенно особое выражение лица, которое одни называли «отсутствующим», другие - мрачным, третьи - сосредоточенным, а четвертые и вовсе - суровым.
Все это и было составляющими компонентами сценического образа юмориста, который мог смешить целые залы, оставаясь при этом совершенно непричастным. На самом же деле непроницаемое выражение лица Арканов унаследовал от своей матери, хотя и научился выдавать свое лицо за маску.
Аркадий Михайлович считал: «...Юмор - это состояние человека, а сатира - это целенаправленное творческое воздействие на общество и на людей. И если ты направляешь свое острие против, будь готов к противодействию. Ну а если ты просто юморист и шут гороховый, то власти будут гладить тебя по головке, давать тебе премии, ты будешь хорошо жить и зарабатывать. Сатирик не может жить хорошо, иначе он не сатирик».
Иронический юмор Аркадия Арканова убивал наповал. Он был «королем смеха», а его мишенями становились и власть имущие, как раз и выглядевшие в этом случае шутами. Его сатира была бескомпромиссной и впередсмотрящей. Он был словно крейсер, полным ходом идущий на противника, а его непобедимой силой было слово правды.
Несколько последних лет жизни Арканов страдал от онкологического заболевания. 14 марта 2015 года на вечере, посвященном 75-й годовщине со дня рождения его друга Григория Горина в Центральном доме литераторов, Арканов, будучи ведущим, почувствовал себя плохо, но, несмотря на боль, довел мероприятие до конца. Вскоре он оказался в больнице в тяжелом состоянии. Скончался Аркадий Арканов 22 марта в Центральной клинической больнице. Ему был 81 год.
Аркадий Арканов был для отечественного зрителя индикатором политических, социальных, бытовых, личностных проблем в обществе. Он терпеть не мог грустных сентименталистов и не любил тех, кто бесконечно без какого-либо повода шутил. Арканов говорил: «Юмор - это витамин, а не основное питание. Принимать его нужно в меру». И поэтому, его меткие фразы, которые иногда были похожи больше на горькое лекарство, заставляли публику одновременно смеяться и грустить.