«Женщина может все!»: 4 января 1943 года погибла Герой Советского Союза Марина Раскова

ОБЩЕСТВООбсудить в телеграм
«Женщина может все!»: 4 января 1943 года погибла Герой Советского Союза Марина Раскова

Когда началась война, Марина Раскова использовала личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.

Также 4 января День Ньютона, Всемирный день гипноза, День зимних сладостей и День памяти святой Анастасии Узорешительницы, а также в этот день в 1920 году Александр Колчак был лишен титула «Верховный Правитель России» и звания Верховного Главнокомандующего, в 1959 году Луна-1 (СССР) стала первым космическим аппаратом, достигшим окрестностей Луны, а в 1985 году родился первый в мире суррогатный ребенок.

Подробнее поговорим о погибшей 4 января 1943 года летчице, Герое Советского Союза Марине Расковой. Марина Михайловна Раскова (1912-1943) — советская летчица-штурман, майор Военно-воздушных сил Красной армии, одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза (1938).

Марина Раскова

Раскова -  пример стойкости, твердости характера, сильной воли и смелости, качеств, которые по определению больше присущи мужчинам. В период серьезных испытаний для Родины Марина Раскова проявила себя как настоящий, храбрый и грамотный командир. По трагической случайности жизнь легендарной летчицы оборвалась в середине Великой Отечественной войны.

Из консерватории в летчицы

Родилась Марина 28 марта 1912 года в Москве. Ее отец был артистом оперы и вокальным педагогом. Он погиб в результате ДТП, когда Марине было всего 7 лет. Мать работала учителем средней школы в городах Торжке, Вязьме и Москве.

Выросшая в интеллигентной семье, Марина поступила в Московскую консерваторию и по примеру отца хотела связать свою жизнь с музыкой. Однако вскоре девушка поняла, что ее настоящая стихия – это авиация.

Марина Раскова

В начале 1930-х Раскова вышла из декретного отпуска и устроилась в лабораторию Военно-воздушной академии имени Жуковского. Впервые увидев огромную «железную птицу», Марина буквально загорелась мечтой однажды оказаться за штурвалом.

Девушка поступила в Ленинградский институт воздушного флота на заочное отделение. В 1934 году Марина получила удостоверение штурмана, а еще через год, окончив дополнительные курсы, стала летчицей. К этому времени неудачный брак Марины закончился разводом.

В 1930-е годы рекорды в авиации считались вершиной летного мастерства: пилоты разных стран соревновались, кто пролетит дальше всех, выше всех и быстрее всех. Героями времени в СССР были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Анисимов, демонстрировавшие в воздухе чудеса пилотажа.

С Гризодуборой и Осипенко

Советские женщины решили не отставать от успешных мужчин, и вскоре страна смогла гордиться именами Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой.

Мировые авиационные рекорды и первое в истории звание Героя Советского Союза

В 1937 году Марина Раскова в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолете АИР-12, а в 1938 году — в установлении трех мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1.

24—25 сентября 1938 года на самолете АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) Марина Раскова совершила беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток (село Керби) протяженностью 6450 км (по прямой — 5910 км), длившийся более 26 часов. В ходе перелета был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полета, после чего самолет взял курс на Комсомольск-на-Амуре, куда долететь ему не удалось из-за нехватки топлива.

С Гризодуборой и Осипенко

В итоге была осуществлена вынужденная посадка на фюзеляж (без выпуска шасси), от чего могла пострадать кабина штурмана. Штурман Раскова по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу (поскольку штурманская кабина находилась в носу самолета и при вынужденной посадке в тайге возникала опасность для жизни штурмана).

При этом Раскова имела при себе всего две плитки шоколада в кармане. Девушка была найдена только через 10 суток. Самолет АНТ-37 «Родина» был впоследствии спасен, его перегнали в Комсомольск-на-Амуре, где он находился в эксплуатации в годы Великой Отечественной войны.

За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Марине Михайловне Расковой, как и другим членам команды, было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда».

Военный самолет Пе-2

Звание Героев Советского Союза было присвоено женщинам впервые в истории. «Она была хрупкой женщиной, но могла своим крошечным кулачком постучать по столу... Она нас учила: «Женщина может все!»» - вспоминала подруга Расковой Ирина Ракобольская.

«Ночные ведьмы»: во время ВОВ Раскова сформировала три женских авиационных полка

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала свое положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.

15 октября 1941 года Марина Раскова сформировала из летчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), последний носил неофициальное название — «Ночные ведьмы».

Военный самолет Пе-2 Марины Расковой

Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка. Первоначально полк был укомплектован устаревшими самолетами Су-2, уже снятыми с производства. Решать вопрос о перевооружении полка Марина Раскова направилась к Народному комиссару авиационной промышленности А. И. Шахурину. Вскоре полк одним из первых получил новейший бомбардировщик Пе-2: первые 20 самолетов прибыли в часть в июле 1942 года.

Во время войны 587-й бомбардировочный авиационный полк был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк имени Марины Расковой. 22 ноября 1942 года М. М. Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа, что 587-й полк, третий среди женских, готов к боевой работе. В начале января 1943 года, после года напряженной учебы, он вылетел на фронт, под Сталинград.

Гибель и расследование ее причин

Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолете УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался ее Пе-2, а также еще два экипажа 1-й эскадрильи, летчиц Губиной и Ломановой, чьи самолеты были неисправны. Раскова решила дождаться их ремонта и проконтролировать отправку на фронт.

Военный самолет Пе-2

Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в 14 часов 01 мин 4 января 1943 года. По пути группа попала в густую низкую облачность. Примерно в 17 часов 56 мин Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в облака.

Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолету Губиной, экипаж которой днем 5 января вышел к деревне Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой (две женщины и двое мужчин).

Утром 7 января 1943 года экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман — Хиль Кирилл Ильич, стрелок-радист — Ерофеев Николай Николаевич и инженер полка — Круглев Владимир Иванович. Тело Марины Расковой было кремировано, урна с прахом была с воинскими почестями захоронена 12 января в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Памятник Марине Расковой скульптор Евгений Тимофеев

Расследованием обстоятельств гибели Марины Расковой занялась Главная военная прокуратура Красной армии. По ее инициативе было принято решение об образовании экспертной комиссии под руководством заместителя начальника управления формирования и боевой подготовки Б. А. Смирнова. В состав комиссии также вошли офицеры управлений штаба ВВС, в том числе, военные метеорологи.

В ходе расследования комиссия установила, что суммарный налет М. Расковой составлял всего 30 часов на самолетах У-2 и СБ в летной школе, а также 30 часов на самолете Пе-2 в полку, вследствие чего, несмотря на штурманские рекорды, она была недостаточно опытным пилотом.

Обложка первого издания книги Марины Расковой «Записки штурмана», 1939 год

15 февраля 1943 года комиссия завершила свою работу. В итоговом заключении причинами трагедии были названы неудовлетворительная организация руководства перелетом со стороны отдела перелетов штаба ВВС и личная недисциплинированность майора М. М. Расковой. Было установлено, что при подготовке и осуществлении полета Раскова нарушила требования целого ряда нормативных документов.

Однако, скорее всего, виной стала погода, которая не позволила Марине Расковой справиться с управлением самолетом в условиях плохой видимости.

«NFC-чипы в ноготочках»: американки начали делать маникюр с QR-кодом

Мать-кукушка отправилась в зону СВО, чтобы погасить долг по алиментам 900 тысяч рублей

Реквием по фашизму: в Чехии снесут памятник советским воинам-освободителям

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

День сурка по-абхазски: общественность обвинила руководство республики в попрошайничестве

В МИРЕ

Некоторые граждане не хотят, чтобы власти возвели просьбы к другим странам в ранг государственной политики, так как ждут действий по выходу из кризиса.

Давай, начни уже думать: Трамп письмом попытался «растормошить» Зеленского

В МИРЕ

Новоиспеченный президент США в послании главе киевского режима пытался "сбить" цену за "товар".

«Абхазия победила Россию»: в республике отреагировали на восстановление подачи электроэнергии

ОБЩЕСТВО

С 23 декабря начинается подача электроэнергии в Абазию из России в гуманитарных целях.

«Выпросили»: Россия дала Абхазии свет в виде гуманитарной помощи

ОБЩЕСТВО

Абхазы радостно благодарят Россию за бесплатный подарок.

Просто дайте: Абхазия попросила Россию вернуть бесплатный свет

В МИРЕ

И.о. президента Абхазии Бадра Гунба заявил: «Доводить отношения с союзником до такого недопустимо»