Когда началась война, Марина Раскова использовала личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.
Также 4 января День Ньютона, Всемирный день гипноза, День зимних сладостей и День памяти святой Анастасии Узорешительницы, а также в этот день в 1920 году Александр Колчак был лишен титула «Верховный Правитель России» и звания Верховного Главнокомандующего, в 1959 году Луна-1 (СССР) стала первым космическим аппаратом, достигшим окрестностей Луны, а в 1985 году родился первый в мире суррогатный ребенок.
Подробнее поговорим о погибшей 4 января 1943 года летчице, Герое Советского Союза Марине Расковой. Марина Михайловна Раскова (1912-1943) — советская летчица-штурман, майор Военно-воздушных сил Красной армии, одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза (1938).
Раскова - пример стойкости, твердости характера, сильной воли и смелости, качеств, которые по определению больше присущи мужчинам. В период серьезных испытаний для Родины Марина Раскова проявила себя как настоящий, храбрый и грамотный командир. По трагической случайности жизнь легендарной летчицы оборвалась в середине Великой Отечественной войны.
Из консерватории в летчицы
Родилась Марина 28 марта 1912 года в Москве. Ее отец был артистом оперы и вокальным педагогом. Он погиб в результате ДТП, когда Марине было всего 7 лет. Мать работала учителем средней школы в городах Торжке, Вязьме и Москве.
Выросшая в интеллигентной семье, Марина поступила в Московскую консерваторию и по примеру отца хотела связать свою жизнь с музыкой. Однако вскоре девушка поняла, что ее настоящая стихия – это авиация.
В начале 1930-х Раскова вышла из декретного отпуска и устроилась в лабораторию Военно-воздушной академии имени Жуковского. Впервые увидев огромную «железную птицу», Марина буквально загорелась мечтой однажды оказаться за штурвалом.
Девушка поступила в Ленинградский институт воздушного флота на заочное отделение. В 1934 году Марина получила удостоверение штурмана, а еще через год, окончив дополнительные курсы, стала летчицей. К этому времени неудачный брак Марины закончился разводом.
В 1930-е годы рекорды в авиации считались вершиной летного мастерства: пилоты разных стран соревновались, кто пролетит дальше всех, выше всех и быстрее всех. Героями времени в СССР были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Анисимов, демонстрировавшие в воздухе чудеса пилотажа.
Советские женщины решили не отставать от успешных мужчин, и вскоре страна смогла гордиться именами Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой.
Мировые авиационные рекорды и первое в истории звание Героя Советского Союза
В 1937 году Марина Раскова в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолете АИР-12, а в 1938 году — в установлении трех мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1.
24—25 сентября 1938 года на самолете АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) Марина Раскова совершила беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток (село Керби) протяженностью 6450 км (по прямой — 5910 км), длившийся более 26 часов. В ходе перелета был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полета, после чего самолет взял курс на Комсомольск-на-Амуре, куда долететь ему не удалось из-за нехватки топлива.
В итоге была осуществлена вынужденная посадка на фюзеляж (без выпуска шасси), от чего могла пострадать кабина штурмана. Штурман Раскова по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу (поскольку штурманская кабина находилась в носу самолета и при вынужденной посадке в тайге возникала опасность для жизни штурмана).
При этом Раскова имела при себе всего две плитки шоколада в кармане. Девушка была найдена только через 10 суток. Самолет АНТ-37 «Родина» был впоследствии спасен, его перегнали в Комсомольск-на-Амуре, где он находился в эксплуатации в годы Великой Отечественной войны.
За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Марине Михайловне Расковой, как и другим членам команды, было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда».
Звание Героев Советского Союза было присвоено женщинам впервые в истории. «Она была хрупкой женщиной, но могла своим крошечным кулачком постучать по столу... Она нас учила: «Женщина может все!»» - вспоминала подруга Расковой Ирина Ракобольская.
«Ночные ведьмы»: во время ВОВ Раскова сформировала три женских авиационных полка
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала свое положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.
15 октября 1941 года Марина Раскова сформировала из летчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), последний носил неофициальное название — «Ночные ведьмы».
Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка. Первоначально полк был укомплектован устаревшими самолетами Су-2, уже снятыми с производства. Решать вопрос о перевооружении полка Марина Раскова направилась к Народному комиссару авиационной промышленности А. И. Шахурину. Вскоре полк одним из первых получил новейший бомбардировщик Пе-2: первые 20 самолетов прибыли в часть в июле 1942 года.
Во время войны 587-й бомбардировочный авиационный полк был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк имени Марины Расковой. 22 ноября 1942 года М. М. Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа, что 587-й полк, третий среди женских, готов к боевой работе. В начале января 1943 года, после года напряженной учебы, он вылетел на фронт, под Сталинград.
Гибель и расследование ее причин
Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолете УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался ее Пе-2, а также еще два экипажа 1-й эскадрильи, летчиц Губиной и Ломановой, чьи самолеты были неисправны. Раскова решила дождаться их ремонта и проконтролировать отправку на фронт.
Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в 14 часов 01 мин 4 января 1943 года. По пути группа попала в густую низкую облачность. Примерно в 17 часов 56 мин Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в облака.
Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолету Губиной, экипаж которой днем 5 января вышел к деревне Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой (две женщины и двое мужчин).
Утром 7 января 1943 года экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман — Хиль Кирилл Ильич, стрелок-радист — Ерофеев Николай Николаевич и инженер полка — Круглев Владимир Иванович. Тело Марины Расковой было кремировано, урна с прахом была с воинскими почестями захоронена 12 января в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Расследованием обстоятельств гибели Марины Расковой занялась Главная военная прокуратура Красной армии. По ее инициативе было принято решение об образовании экспертной комиссии под руководством заместителя начальника управления формирования и боевой подготовки Б. А. Смирнова. В состав комиссии также вошли офицеры управлений штаба ВВС, в том числе, военные метеорологи.
В ходе расследования комиссия установила, что суммарный налет М. Расковой составлял всего 30 часов на самолетах У-2 и СБ в летной школе, а также 30 часов на самолете Пе-2 в полку, вследствие чего, несмотря на штурманские рекорды, она была недостаточно опытным пилотом.
15 февраля 1943 года комиссия завершила свою работу. В итоговом заключении причинами трагедии были названы неудовлетворительная организация руководства перелетом со стороны отдела перелетов штаба ВВС и личная недисциплинированность майора М. М. Расковой. Было установлено, что при подготовке и осуществлении полета Раскова нарушила требования целого ряда нормативных документов.
Однако, скорее всего, виной стала погода, которая не позволила Марине Расковой справиться с управлением самолетом в условиях плохой видимости.