
Политологи прокомментировали задержание губернатора Хабаровского края Сергея Фургала.
В четверг, 9 июля, сотрудники ФСБ и СКР задержали губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, возбуждено уголовное дело. Его подозревают в организации убийств и покушения в 2004-2005 годах. Фургала доставили в Москву, сегодня или завтра ему изберут меру пресечения. СК проверяет Фургала на причастность к другим особо тяжким преступлениям.
В разговоре с «Блокнотом» эксперты объяснили, какие политические процессы стоят за задержанием Фургала.
В чем бы ни обвинили Сергея Фургала, его задержание - это приведение Хабаровского края к общему политическому знаменателю, заявил «Блокноту» глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев. «Это недвусмысленный сигнал всем участникам предстоящих в сентябре губернаторских выборов - не стоит всерьёз бороться за победу над кандидатами Кремля, ибо если победите, жизнь медом не будет. До конца срока усидите вряд ли. И это послание всем главам - правила остаются прежние, государство по факту централизованное унитарное, не питайте иллюзий, что нынешняя «федерализация» всерьёз и надолго. Все скоро вернется на круги своя, шагать надо в ногу, лишняя самостоятельность не приветствуется, тем более в вопросах организации общественно-политической жизни и выборов в регионах и на местах», - отметил Калачев.
Он предположил, что прошлогодний «триумф» команды Фургала на выборах в региональный парламент стал катализатором проблем: «Будучи в системе, важно знать горизонт своих возможностей и за него не выходить».
…
Политолог Аббас Галлямов подтвердил «Блокноту», что сигнал всему губернаторскому корпусу, позиции которого окрепли за время «коронавирусной федерализации». «Региональные руководители должны понимать, что переданную им на время эпидемии власть надо аккуратно вернуть Кремлю, не пытаясь оставить ничего себе на постоянное пользование», - подчеркнул Галлямов.

Руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко утверждает, что Сергей Фургал - хрестоматийный пример неадекватного поведения главы региона в современной России. «Неверная ставка на электоральную поддержку, эксплуатация антиэлитных настроений, нежелание учитывать интересы сложившихся в регионе групп интересов и неумение выстраивать баланс интересов.
Формально, арест главы Хабаровского края Сергея Фургала является следствием ранее запущенного процесса по расследованию череды убийств в период с 2004 по 2005. Но в своё время они остались не раскрытыми. И оставались бы таковыми, спустя 15 лет. Но именно политические факторы запустили процесс пересмотра дел», - заявил Лобойко «Блокноту».
Во-первых, в 2018 году Сергей Фургал, судя по всему, нарушил договоренность играть роль технического кандидата и вывел претендента на губернаторское кресло от «Единой России» во второй тур, в котором и выиграл выборы, говорит эксперт. А его задачей было уступить единороссу, как это делают кандидаты от парламентской оппозиции по всей России.
«Во-вторых, Фургалу указывали на недопустимость влияния экс-губернатора Хабаровского края (1991—2009) Виктора Ишаева на принятие решений. Он обеспечил реализацию интересов старой региональной элиты в ущерб сложившейся уже новой.
В-третьих, он не реагировал на «сигналы». Ещё осенью 2018 года ему напоминали о довольно неоднозначном бэкграунде, с которым он пришел во власть. Но он ошибочно сделал ставку на электоральную популярность - поддержка избирателей в такой ситуации защитой быть не может. Да и от любви до ненависти - один шаг», - отметил Лобойко.
По его словам, следует вспомнить, что в марте 2019 года, после ряда популистских шагов Фургала, Законодательная дума Хабаровского края принимает два закона об ограничении полномочий губернатора: «Это был момент, когда противостояние губернатора и региональной элиты стало публичным и шансы на компромисс были сведены к минимуму».
Напомним, что еще осенью 2019 года стало ясно, что над головой Сергея Фургала сгустились тучи, у его близких прошли обыски.
Для партии власти Фургал, разумеется, был неприятной фигурой. Триумф ставленника ЛДПР на губернаторских выборах получил развитие на региональных выборах-2019, когда ЛДПР получила большинство в органах власти всех уровней.