В Госдуме обсудили концепцию законопроекта справоросса Геннадия Носовко «О частных военно-охранных организациях».
Сегодня, 28 января, депутаты от «Справедливой России» собрали в Госдуме экспертов – юристов, коммерсантов и боевых офицеров – на круглом столе, чтобы обсудить законопроект о частных военных компаниях. В новой редакции, которую автор Геннадий Носовко внес на рассмотрение Думы в декабре 2015-го, этот вид бизнеса назван по-иному: частные военно-охранные организации.
Как объяснил автор законопроекта, доработать и принять такой документ необходимо, чтобы российские компании могли достичь сразу нескольких целей. Прежде всего, оторвать сегмент международного рынка частных услуг в «области безопасности». Затем устроить увольняемых из армии и спецслужб профессионалов: за «20 лет реформ» много заслуженных офицеров просто выброшены на улицу. К чему это приводит, можно увидеть на примере всем известного полковника Квачкова. Офицер, который в 1996 году вычислил путь отхода частей Шамиля Басаева из Грозного и загнал его банду на минное поле, в итоге сидит в тюрьме за попытку покушения на Анатолия Чубайса.
Третьей «ключевой» целью законопроекта Носовко указывает защиту российских частных компаний, их активов за рубежом. Сейчас практически все вынуждены заключать соглашения с зарубежными ЧВК, работающими в странах Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.
Собравшиеся эксперты предложили значительно изменить законопроект. Он показался им несовершенным как с юридической, так и с практической точки зрения.
Представитель профильного комитета Госдумы по обороне, член ЛДПР Максим Шингаркин выступил против того, чтобы сотрудники ЧВО имели доступ к боевому оружию на территории России. «Ключевым, по моему мнению, должно быть сохранение монополии российского государства на насилие на своей территории», - прямо заявил член ЛДПР.
Также отставные офицеры, из которых будут набирать сотрудников, не должны иметь «возможности применения боевой техники». То есть взять у Минобороны на ремонт и обслуживание можно, а применять – нет.
Особенно возмущался концепцией законопроекта гендиректор «РСБ-групп», единственной аккредитованной при ООН российской ЧВК, Олег Криницын: «Вы нас за кого держите? За детсадовцев? Почему нельзя нарезное оружие? «Транснефти» и «Газпрому» можно, а нам с детскими пистолетиками? Почему мы не можем обмениваться информацией с разведорганами? Ребята, мы такие же боевые офицеры с доступами! А они сами из ФСБ или ГРУ куда пойдут, когда снимут погоны? К нам!»
Много критики вызвали положения концепции по поводу того, кто должен лицензировать и контролировать работу ЧВО. Юристы считают, что ФСБ, военные расходятся по ведомственному признаку: одни упирают на МВД, другие – на Минобороны как основного заказчика подобных услуг внутри страны. Отдельные статьи вовсе предлагают исключить из концепции.
- Этот круглый стол у нас направлен именно на сбор информации, на сбор ключевых моментов, как за, так и против законопроекта, - пояснил «Блокноту» автор Геннадий Носовко. - Уже услышали справедливые замечания Максима Шингаркина. Одна голова хорошо, а 70 - лучше. Мы собираем информацию, чтобы доработать законопроект к процедуре первого чтения. По итогам круглого стола мы сформируем рабочую группу, которая и будет править наш проект.
Авторы выбрали удобный момент, добавил он: законопроект сейчас ждет обязательного отзыва правительства и, соответственно, будет внесен заново с учетом того, что сделает рабочая группа.
В целом, все собравшиеся признавали, что закон нужен. В России сейчас, когда нет закона, существуют всего шесть ЧВК, причем они вынуждены работать в третьих странах в составе международных компаний. Если закон будет в итоге принят, это разовьет рынок внутри страны и абсорбирует увольняющихся профессионалов военной службы. По подсчетам авторов компании дадут около миллиона рабочих мест.
15 декабря в Госдуму был внесен на рассмотрение законопроект депутата «Справедливой России» Геннадия Носовко «О частной военно-охранной деятельности». Речь в документе идет о придании официального статуса частным военно-охранным организациям, которые помогли бы государству отстаивать национальные интересы за рубежом.
В других странах к ЧВК обращаются уже давно. К примеру, в 2012 году общий объем оказываемых ими услуг составил около 350 миллиардов долларов – сумма, превышающая военный бюджет России. «Я убежден, это будет востребованный бизнес», - ранее заявлял автор законопроекта в интервью «Блокноту».