
Не мы их устанавливаем, не мы управляем ими, а значит – они, по умолчанию, вредны
Эксперт по кибербезопасности рассказал о том, что на первый взгляд самые безобидные приложения, такие, например, как «фонарик», ведут за нами настоящую слежку через смартфон. Он предупредил, что подобное шпионское программное обеспечение получает доступ к нашим камерам и диктофонам, и отправляет все эти данные в Сеть. Притом, поймать «за руку» такие приложения практически невозможно.
«Блокнот» поговорил с профессиональным психологом, доцентом Финансового Университета при Правительстве РФ Маркиной Ольгой Сергеевной о том, к чему может привести жизнь под постоянным прицелом.

Неоднократно замечалось в последнее время, что общий уровень тревоги у современного поколения значительно повышен по сравнению с человеком «доцифровой эпохи». Растут как показатели клинической картины тревожных расстройств, так и показатели диагностики СДВГ среди взрослого населения (синдрома дефицита внимания и геперактивности). И тот и другой показатели могут быть следствием массовой цифровизации – информационной перегрузки, бездумного думскролинга, эффектов заражения, последствием инфодемии.
Базовая основа тревожности – результат работы нашей префронтальной коры – эволюционной возможности прогнозировать будущее. Мы можем предполагать будущее и хотим защитить себя и своих близких от возможных последствий. Однако, на этом пути сталкиваемся с неизвестностью и ощущаем потерю контроля. Именно ощущение потери контроля от возможности работы на наших гаджетах «шпионских устройств» рождает чувство тревоги современного поколения.
Не мы их устанавливаем, не мы управляем ими, а значит – они, по умолчанию, вредны. Так работает эволюционный механизм защиты от любой неизвестной и непонятной нам информации. Вспомните, прогуливаясь в сумерках в парке, вы можете споткнуться о корягу, но ваш мозг, скорее всего, в доли секунды дорисует вам картину змеи. Ведь змея – это реальная угроза, а задача мозга вас спасти. Не все отслеживающие нашу активность в сети программы носят вредоносный характер, но ко всему «тайному», «невидимому» и неподконтрольному мы испытываем недоверие.
Отвечая на вопрос: «может ли слежка приложений довести до мании преследования» однозначно - нет. «Манию преследования» можно скорее отнести к бредовым расстройствам. Картина их весьма вариабельна и обусловлена культурально, то есть отражает основные точки опасений и страхов общества – когда-то это были ведьмы и демоны, потом НЛО, теперь, возможны шпионские приложения и чипы. Но важно помнить, что бредовое расстройство зависит от совокупности био-психо-социальных факторов и не может возникнуть только лишь из культивируемого страха слежки через гаджеты.
Ранее психолог ответил на вопрос: «Жизнь после смерти действительно существует»? и «Влияют ли на нас магнитные бури»?