По словам людей, местные власти растерялись перед стихией.
Таких пожаров, как в этом году, в Якутии не видели давно. Местные жители говорят, что к ситуации не были готовы ни люди, ни власти. Часть населенных пунктов из-за огня оказались отрезаны от основных магистралей. Спасатели не справлялись, тушить пожары вместе с ними пришлось выйти и жителям. Очевидцы, находящиеся в эпицентре событий, рассказали «Блокноту» том, что сейчас происходит в якутских селах.
В селе Бяс-Кюель в Горном Улусе в республике Саха лесной пожар сжег 40 домов. Люди остались без крыши над головой, скотины, средств к существованию. В огне пострадали хозяйственные постройки, гаражи, коровники, немногие уцелевшие животные разбежались. Около 400 жителей села были эвакуированы в село Бердигестях. Поначалу местные власти говорили, что все под контролем, но затем уверенности в их сообщениях поубавилось. Жителям обещали материальную помощь, но оставили фактически один на один с огнем.
— Пожары в этом году очень страшные. Я не помню, чтобы раньше были такие. Причин указывают много, но точно сказать нельзя. Кто-то говорит, что это сухие грозы, кто-то, что это специально поджигают. Ходит много слухов, но не хотелось бы верить, что люди специально поджигают наши леса, — рассказывает местная жительница Вилена.
Ее деревню огонь взял в кольцо. С середины июля все жители Бяс-Кюеля вышли на тушении пожара. Мужчины сутками пропадают в лесу, женщины готовят, помогают всеми силами.
— У всех ожоги глаз, не спят сутками, — говорит Вилена.
Сейчас, к счастью, ситуация стабилизировалась. Жители и добровольцы постоянно караулят, прокладывают минерализованные полосы, чтобы не допустить огонь к другим населенным пунктам.
До 7 августа власти говорили, что все под контролем. Но верховой пожар уничтожил 40 домов — целый микрорайон. Когда стало ясно, что огонь спалит все, людей просто бросили одних.
— Отправляли добровольцев, солдат. Но приспособлений для тушения пожара не хватало. В день, когда огонь перекинулся на нашу деревню, были пожарные, все были готовы. Но их вызвали куда-то по рации и они все уехали. Хотя видели, что идет верховой пожар. Жители остались один на один с огнем. С одним трактором, в котором была емкость с водой, — говорит Вилена.
Позже в местной администрации пообещали всем погорельцам построить новые дома, а также материальную помощь — по 30 тысяч рублей. В такую сумму власти оценили потерю всего того, на что люди зарабатывали всю жизнь.
— Это мои земляки. Мы вместе работали, есть одноклассники. У нас деревня небольшая, поэтому все друг друга знают. Многие эвакуировались и теперь живут в эвакопунктах, либо у родственников, — говорит Вилена.
Как быть дальше, никто пока не знает.
Еще в одном населенном пункте Якутии, селе Едей в отдаленном Хангаласском районе, жители ожидают пожара со дня на день. Огонь перескочил минерализованную полосу и отрезал село. Сейчас там находится около 200 человек. Все, кто может, отправились охранять свои дома от огня. Люди готовы на эвакуацию, но несмотря на то что пламя полыхает уже в 10 км от деревни, жителей эвакуировать не спешат.
— Пожары у нас идут с начала лета, но местные власти упустили момент, и, как нам кажется, уже перестали это контролировать. Огонь вплотную подошел к селу. Но ветер все время меняется, и ситуация сейчас сложная. Такие серьезные пожары у нас впервые. Люди не умеют работать. Из администрации приезжали, выставляли охрану, но она пробыла всего десять дней. Власти же тоже столкнулись с этим первый раз. Что делать, никто не знает. На границе с огнем хаос — кто что умеет, тот то и делает, — рассказывает жительница Едея Моника.
Сейчас границы охраняют уже круглосуточно. К счастью, приехало много добровольцев — спасателей и техники не хватало с самого начала.
— У нас очень тяжелая ситуация с техникой. Даже если мы находим людей, то их не на чем отправить. Машины не ездят. У нас остался водный транспорт, все дороги отрезаны, — говорит Моника.
По ее словам, жителям не стали организовывать подвоз воды и еды. При этом открыли фонд помощи пострадавшим. Но проблема в том, что помочь там могут только тем, кто зарегистрировался. Тем, кто не успел, не достались ни сухие пайки, ни средства защиты, ни инвентарь.
— Администрация выделила только автобус, который привез спасателей. Все остальное люди делают за свой счет. У нас отдаленный район, и никому до нас нет дела, — считает женщина.
Жители Якутии говорят, что, как минимум 20 лет не было таких сильных пожаров.
— Люди недоумевают, когда читают в новостях, что Россия выделила вертолеты на тушение пожаров где-то в Турции или Греции, а здесь все продолжает гореть. Оборудования, техники -тех же тракторов, чтоб подготовить противопожарные рвы — нет в буквальном смысле слова. Когда у местных спрашивали, как у вас с оборудованием и техникой, отвечали, что топливо есть. Топливо есть, а техники и средств защиты нет. Власти привлекают блогеров, чтобы людям помогали техникой и продовольствием, — рассказал Антон, житель Кюерлиха, села в нескольких километрах от Бяс-Кюеля.
Пожарных и сотрудников лесохраны катастрофически мало. Большой вклад вносят добровольцы, но и они справляются не всегда. В Кюерлихе тоже ходят разные мнения о причинах пожаров.
— Дождей будто бы меньше в этом году особенно. Людей, которые занимаются сельским хозяйством становится меньше. Никто не косит траву вовремя, горит сухостой, и за этим никто не следит, — говорит Антон.
Не исключают, конечно, и поджоги.
— Очень густой смог в этом году. У людей даже в крупных городах, в нескольких сотнях километров от пожаров болит голова. Детей не пускают на улицу. И никто не знает, когда все закончится. У людей от этого паника, — признаются местные жители.
В последние дни в Якутию пришли долгожданные и затяжные дожди. Но спасатели полагают, что рано расслабляться и прогнозируют тяжелый остаток августа для якутов.
Как сообщили в МЧС, наиболее сложная обстановка сохраняется на территории Намского, Томпонского, Горного, Верхневилюйского, Усть-Алданского, Хангаласского и Чурапчинского районов, в частности — в населенных пунктах Ергелех, Орто-Сурт, Кырыкый, Мельджехси, Ударник, Фрунзе и Едей.
На территории Якутии несколько дней назад введен режим ЧС регионального характера, а с 13 августа — межрегионального, на территории Якутии и Иркутской области.
Пока в одной части России бушуют пожары, другую заливает небывалым ливнем. Воющие сирены, сверкающие молнии, машины, словно лодки, проплывающие по превратившимся в бурные реки улицам — такой была недавняя реальность жителей Новороссийска. На город обрушился ливень, вмиг превративший его в филиал Венеции. По данным синоптиков, в регионе за сутки выпала двухмесячная норма осадков.