В Нидерландах, где проходят слушания по делу о крушении малайзийского лайнера над Донбассом в 2014 году, озвучили перехваты телефонных разговоров военных ДНР.
В Нидерландах продолжается начавшийся 8 июня судебный процесс по делу о крушении Boeing «Малайзийских авиалиний». МН17, выполнявший 17 июня 2014 года рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит в небе над Донбассом. Все 298 пассажиров вместе с членами экипажа погибли.
В суде были озвучены перехваты телефонных разговоров военных ДНР. Судя по тексту, которые приводит ВВС, воюющие за независимость граждане самопровозглашенной Донецкой народной республики, как раз обсуждали по телефону результат стрельбы из зенитно-ракетной установки «Бук» по пассажирскому лайнеру. За несколько минут до трагедии с Boeing, человек, голос которого предположительно принадлежит командиру разведроты ГРУ ДНР Леониду Харченко, отчитывается перед главой разведки ДНР Сергеем Дубинским (в материалах дела высказывается уверенность, что собеседником был именно Дубинский). Речь идет о том, что военные считают, что сбили украинский истребитель «Су», который между собой называют «сушкой». Глава разведки хвалит: «Молодцы, ай, молодцы! Одну »сушку« сбили, молодцы!» При этом британское агентство напоминает, что и Харченко и Дубинский проходят по делу обвиняемыми.
В то же время прокуратура не считает их виновными в крушении самолета, а только в транспортировке «Бука». Следствие по билингу телефонов вычислило, что Харченко во время трагического события находился в районе Снежного, а мобильный сопровождавшего его человека был соединен с вышкой возле села Первомайское, откуда и была пущена ракета по лайнеру, как следует из материалов дела. В тот момент Дубинский был в Донецке.
Однако после произошедшего военные ДНР стали докладывать командирам, что сбитый самолет, похоже, был не военным, а гражданским. Так, один человек с позывным «Боцман» связывается с «Дубинским» и докладывает, что «здесь самолет подбили, я тут за ящиками. Если что, тебе передам, чтобы ты потом передал». В ответ «Дубинский» заявляет: «Самолет мы бахнули тоже сейчас, »сушку«. Как раз над Саур-Могилой. Мы же »Бук-М« получили, вот».
Причем из ранее следовавших перехватов разговоров человек с голосом Дубинского не раз говорил о полученных «Буках» и транспортировке установок из Донецка в Снежное. Хотя сам глава разведки ДНР называет эти обвинения бредом.
В деле есть запись разговора, который был сделан тем же вечером. Человеку с голосом Харченко звонит человек с голосом офицера российской военной разведки в отставке Олега Пулатова. Последний озвучивает уже другую версию произошедшего над Донбассом: «Тут взяли сбитого пилота, нужно сейчас посмотреть, что это за всякая хрень, и полностью оценить ситуацию, которая произошла. Там же получается по докладу этот пилот… Ты, самое главное, это скажи: наш »Бук«, который…?» А в ответ Харченко успокаивает: «Нормально все, он ушел в другое место».
Пулатов как будто убеждает собеседника: «Да, все хорошо. Смысл в чем - вот эта »сушка« сбила китайский пассажирский транспорт». Но человек с голосом Харченко уточняет, что они работали по «сушке».
Пулатов: «Не, я знаю. Так »сушка« перед этим буквально сбила этого китайца. И тут же мы как раз подхватили эту »сушку«. Там сейчас весь мир греметь будет». На что получает нужный ответ от Харченко: «Я понял».
«Там все очень хорошо. Сейчас главное - сказать… [неразборчиво]», - говорит Пулатов, отдавая распоряжения по дальнейшим действиям.
Проводившая расследование международная следственная группа (JIT) выяснила, что в тот день в небе был сбит только один самолет - тот самый МН17 с пассажирами на борту. Но Пулатов и Харченко продолжают стоять на своем: «Бук» сбил Су-25, который до этого сбил пассажирский лайнер МН17. Эту же версию передал человек с голосом Дубинского человеку с голосом тогдашнего министра обороны ДНР - Игоря Стрелкова.
На суде приведена и эта часть записи разговора.
Дубинский: «Сушка» вальнула «боинг», а «сушку» уже наши «Буком» .
Стрелков: «Угу...»
Дубинский: «Хорошие новости?»
Стрелков: «Ну не знаю, я че-то, честно говоря, не очень в это верю».
Нидерландские эксперты считают, что из всех ракет «воздух-воздух» повреждения, сходные тем, что были на обломках рейса МН17, могли быть нанесены только ракетами типа Р-33, Р-37 и Р-40. Но эти ракеты может перевозить только самолет МиГ-31, а таких истребителей у Украины не было.
Также следствие ссылаясь на телефонные переговоры, которые велись уже после крушения малайзийского лайнера, утверждают, что военные ДНР якобы договаривались о транспортировке «Бука» с территории ДНР к границе России.
Что же касается телефонных переговоров, то, в частности, Дубинский заявил о монтаже реплик, а Пулатов о том, что знал о прослушке и сознательно вводил в заблуждение врагов, «подбрасывая» дезинформацию. Но прокуратура Нидерландов настаивает на том, что в разговора всех участников по телефону нет противоречий, наоборот, все логично, более того, даже дополняют друг друга.
Однако судья Дагмар Костер заявил, что все выводы следствия по делу о крушении рейса МН17 на востоке Украины о том, что «Бук» был из России сначала доставлен на Донбасс, а затем оперативно вывезен из ДНР, основаны исключительно на украинских фото-и видеоматериалах, пишет РИА Новости.
Также названный журналистами "ценный свидетель" - бывший командир одного из подразделений ПВО Владимир Цемах признался, что в глаза не видел ЗРК "Бук", когда воевал на стороне ДНР. Хотя показания некоего "засекреченного свидетеля", прозвучавшие в ходе заседания 8 июня, прозвучали не в пользу России.
В истории с подбитым самолетом много странного и запутанного. В 2018 году неожиданно вдруг покончил с собой предполагаемый виновник крушения МН17 Вячеслав Волошин. Бывший штурмовик, обвинялся в атаке на Boeing авиакомпании Malaysia Airlines. До сих пор не выяснены все обстоятельства этого самоубийства.
А в 2019 году лидер голландской евроскептической партии «Форум за демократию» Тьерри Боде открыто заявил о своих сомнениях относительно выводов международной следственной группы, занимающейся расследованием катастрофы. Политик винит во всем Украину, которая прежде всего обязана была закрыть небо для международных авиаперевозчиков из-за политической ситуации в стране.