После обстрела нескольких танкеров сразу несколько перевозчиков приостановили транзит своих кораблей через Красное море.
Соединенные Штаты объявили о создании коалиции из 10 стран для защиты судов от атаки хуситов в Красном море. Как заявил министр обороны США Ллойд Остин, страны объединятся в рамках операции «Страж процветания» для того, чтобы «отстаивать основополагающий принцип свободы судоходства». Правда, эксперты считают, что с атаками хуситов это мало связано.
В операции «Страж процветания» будут участвовать сами США, Великобритания, Бахрейн, Канада, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Сейшельские острова и Испания. Некоторые из стран будут проводить совместное патрулирование, другие — оказывать разведывательную поддержку в южной части Красного моря и Аденском заливе. Помогать согласились и несколько других стран, которые не хотят это афишировать.
При этом есть и иное мнение на происходящее. Как считает доктор политических наук, профессор Александр Гусев, истинная цель операции США — установить контроль над судоходным маршрутом и не допустить туда Иран.
«Здесь чисто практический интерес США в том, чтобы взять под контроль этот очень важный отрезок торгового пути, который проходит через Красное море и Аденский залив», — заявил эксперт в эфире радио «Спутник в Крыму».
Атаки на корабли в Красном море
Йеменские повстанцы-хуситы, которых поддерживает Иран, активизировали нападения на танкеры, грузовые суда и другие суда в Красном море, поставив под угрозу транзитный маршрут, по которому проходит до 12% мировой торговли.
В ноябре они захватили связанное с Израилем грузовое судно Galaxy Leader и его членов экипажа. Также были нападения на принадлежащее Норвегии судно Swan Atlantic и еще одно судно, идентифицированное хуситами как MSC Clara. Сообщалось о об атаке на коммерческое судно Strinda.
Хуситы заявляют, что атакуют суда, которые «связаны с Израилем», они делают это «в знак солидарности с Газой». Группировка пообещала, что под огнем будут «все суда, идущие в израильские порты» до тех пор, пока в Газе не будет отправлено больше продовольствия и медикаментов.
Владелец Swan Atlantic, норвежская компания Inventor Chemical Tankers, заявил, что судно перевозило биотопливное сырье из Франции на остров Реюньон. Там подчеркивалось, что корабль никак не связан с Израилем, он управляется сингапурской фирмой, а на борту индийский экипаж.
Приостановка транзита через Красное море
О приостановке маршрутов через Красное море заявили уже многие операторы и танкерные компании. И из-за безопасности, и потому, что выросла стоимость страховок, что сделало транзит через Суэцкий канал экономически невыгодным.
Британский нефтяной гигант BP приостановил транзит, тайваньская судоходная компания Evergreen заявила, что немедленно останавливает поставки своих израильских грузов. Frontline, одна из крупнейших в мире танкерных компаний, также заявила, что меняет маршрут движения судов — это будет дольше и дороже, но зато безопаснее.
Использование Красного моря временно прекратили тайваньская Yang Ming Marine Transport, итало-швейцарская компания Mediterranean Shipping Company, французская CMA CGM, немецкая Hapag-Lloyd, бельгийская Euronav и датская A.P. Moller-Maersk — на долю последней приходится 15% мировых контейнерных перевозок.
К чему это всё приведет
Всё это уже оказало влияние на стоимость контейнерных перевозок, которые составляют почти треть всех мировых перевозок. Как уточняет SNBC, с начала войны между Израилем и ХАМАС цены на контейнерные перевозки повысились на 5%, но не исключено, что рост продолжится, так как крупным компаниям придется увеличить маршруты. Время прохождения пути тоже увеличится, что приведет к сбою в графиках и задержках в доставке товаров.
Эта ситуация также окажет влияние и на экономику Египта, который управляет и эксплуатирует Суэцкий канал, через который ежегодно проходит около 19 тысяч судов. В 2022-23 годах объект принес 9,4 млрд долларов.
Цены на нефть тоже могут быть подвержены колебаниям, так как 9% нефти идет через Суэцкий канал и Красное море.
Учитывая, что примерно 12% торговых потоков несырьевых товаров проходят через суэцкий канал, не исключено влияние на стоимость других товаров, которые перевозят морем — кофе, соевые бобы, никель, пальмовое масло.
Как будет проходить операция «Страж процветания» и смогут ли суда безопасно пересекать Красное море — пока не ясно. Управление Суэцкого канала сообщило, что с 19 ноября по настоящее время более 50 судов уже поменяли свой маршрут и приняли решение идти в обход.
В марте 2021 года, когда Суэцкий канал был заблокирован из-за севшего на мель судна Evergreen, цены на нефть подскочили, а убытки множества транспортных компаний и связанного с ними бизнеса за неделю простоя и изменения маршрутов оценивались в сумму 6-10 млрд долларов.