Эксперты увидели в решении президента Турции политическую подоплеку.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ об изменении статуса собора Святой Софии (Айя-София) на мечеть. Статус музея одна из главных достопримечательностей Стамбула носила с 1934 года.
Как сообщает RT со ссылкой на Twitter турецкого президента, Айя-София переходит Управлению по делам религии. Таким образом с этого дня в соборе могут проводить мусульманские богослужения. Правда, когда именно начнутся поклонения, не сообщается.
Ранее Госсовет Турции аннулировал постановление правительства о присвоении собору статуса музея, который он получил в 30-х годах по декрету основателя турецкого государства Кемаля Ататюрка. Тогда сторонник построения светского государства посчитал важным создание в стенах собора музея.
Ранее в ЮНЕСКО высказали свое негативное отношение к решению лишить статуса музея Айю-Софию, поскольку собор был включен в 1985 году в список Всемирного наследия. Собор действительно великий памятник культуры, там изображения Христа соседствуют с сурами из Корана, не говоря уже о росписи и архитектурных особенностях здания. ЮНЕСКО даже пригрозили тем, что могут вычеркнуть из списка Святую Софию. Возмутились и в США: госсекретарь Майкл Помпео призвал Анкару не превращать Айя-Софию в мечеть.
Сожаление выразила и Русская православная церковь, посетовав на то, что голос православных церквей в защиту статуса собора Святой Софии в Стамбуле не был услышан официальной Анкарой. А патриарх всея Руси Кирилл назвал превращение музея в мечеть «угрозой истории России». Правда, позабыв, что и РПЦ добивается превращения Исаакиевского музея в Санкт-Петербурге в церковь.
Хотя сторонники, приветствующие данное решение Эрдогана, считают, что, наконец, избавятся от боли от оскверненной святыни, от потерянного в 1934 году призвания, от праздношатающихся туристов и пр.
В свою очередь независимый эксперт Рауф Бабаев сказал «Блокноту», что история вокруг возвращения статуса мечети имеет политическую подоплеку. Причем, несмотря на статус музея, турки периодически составляли петиции, собирали подписи под требованием вернуть статус мечети собору. Но за 15-летний период правления Эрдогана, он предпочитал не трогать эту щекотливую тему, отметил эксперт.
«Что-то произошло в 2019 году, что побудило главу турецкого государства поднять вопрос о превращении музея в мечеть. Многие посчитали это «ответкой» на то, что США признали Иерусалим столицей Израиля. Однако, на мой взгляд, все гораздо сложнее. Дело в том, что политическая позиция Эрдогана внутри страны в последний год серьезно ослабла. Его партия практически провалила муниципальные выборы, в результате чего победу в крупных городах одержали представители оппозиции. В Турции уже поговаривают о внеочередных парламентских выборах, что позволит оппозиции еще больше закрепиться во власти. А тут еще и пандемия коронавируса добавила: мэры показали большую эффективность в борьбе с вирусом по сравнению с центральной властью. И надо что-то делать, чтобы не потерять власть. Вот президент и пошел по стандартной схеме: кругом враги, надо объединиться вокруг лидера. Смею предположить, что изменение статуса Святой Софии вызовет возмущение всего христианского мира. Ну, чем не повод поддержать в столь «трудное» время Эрдогана?», - высказал свое мнение Бабаев.