Обладатель «Хрустальной совы» считает лучшими игроками за всю 40-летнюю историю клуба Владимира Ворошилова, Андрея Козлова и Бориса Левина.
Сегодня стартует юбилейная осенняя серия игр «Что? Где? Когда?». О закулисье популярной телеигры корреспонденту «Блокнота» рассказал один из самых ярких знатоков за 40-летнюю историю клуба Ровшан Аскеров. Он состоит в клубе с 1998 года. В 2001 году в составе команды Алеся Мухина стал обладателем «Хрустальной совы». Затем был в команде Алексея Блинова, которая стала лучшей командой юбилейных игр сезона 2005 года. С сезона 2013 года играет в команде Балаша Касумова.
- Ровшан, как клуб «Что? Где? Когда?» будет отмечать свой 40-летний юбилей?
- Сегодня свою дебютную игру проведет в клубе команда трудовых коллективов. В течение года был довольно жесткий и многоступенчатый отбор в нее. Думаю, это будет интересно. В следующие субботы будут играть команды Алены Повышевой, Андрея Козлова, Константина Рудера. А в финале серии, 24 октября, сыграет наша команда.
- У знатоков клуба есть традиция собираться вне телеэкрана, хотя бы на юбилеи?
- Пять лет назад, по окончании прошлой юбилейной серии, клуб собрался в ресторане и все вместе - знатоки, ведущий, редакторы, режиссеры, операторы - отметили юбилей. А вообще есть традиция сразу после прямого эфира завершающей игры каждой серии задержаться на съемочной площадке и поздравить друг друга с окончанием серии. Всегда есть что обсудить.
- Вы несколько лет играли в команде Мухина, затем – Блинова, последние три года – Касумова. Существуют ли у них отличия в подготовке к телебитве?
- Со временем изменилось мое отношение к тренировкам накануне телеэфира. Когда я начинал играть в клубе, то считал, что они очень важны. Сейчас я считаю мифом все эти разговоры, что существуют какие-то специальные тренировки, помогающие лучше сыграть. Главное – вести свойственный тебе образ жизни и не пытаться что-то специально придумать. А вот после того, как прозвучит гонг перед первым раундом, полностью отдаться игре. И в нашей команде есть знатоки, которые говорят, что они чувствуют себя на игре увереннее, если накануне провели тренировку. Что ж, если для них это важно, тогда нужно проводить тренировки. Накануне телеэфира в том же «Охотничьем домике» мы собираемся, стремимся наладить взаимосвязи.
- А как лично Вы настраиваетесь на игру – например, смотрите фильм «Гладиатор», как некоторые футбольные команды?
- «Гладиатор», конечно, хороший фильм. Но перед игрой его не смотрю. Я пытаюсь поймать настроение. Мне очень нравится Москва. Я гуляю по городу с поднятой головой, смотрю на здания и очень часто в декоре старых домов замечаю много интересного. Например, недавно мы с Мишей Скипским гуляли в районе Пятницкой, и я увидел, что на одном из старых домов дата была написана латинскими цифрами, причем с ошибкой. А раньше я этого не замечал. В общем, пытаюсь настроить свой мозг на обостренное восприятие различных деталей.
- Жена и сыновья смотрят прямые эфиры игр с Вашим участием?
- Юлия очень волнуется. Поэтому она не смотрит, а узнает счет из Интернета. Смотрит игры только в записи. А старший сын Тимур смотрит, даже несмотря на поздние эфиры. Ему это интересно. Он хочет смотреть на папу, гордится мной.
- У многих телезрителей есть мнение, что для более сильной команды на стол кладутся сложнее вопросы. Как Вы считаете?
- По-моему, это нормально. Было бы странно, если бы для более сильной команды готовили более легкие вопросы. Если команда считает себя сильной, она должна отвечать на сложные вопросы. Я считаю, что если против меня играют сложные вопросы – то это знак уважения ко мне со стороны ведущего. Значит, мне нужно этим гордиться.
- Общеизвестно, что Вы самый эмоциональный знаток клуба...
- Кто-то держит эмоции в себе, а у кого-то они вырываются. В момент игры мне не всегда удается себя контролировать. Но я считаю, что нужно жить этой игрой, а не думать, как ты будешь выглядеть со стороны.
- Вижу, что Вы очень пропитаны игрой. Наверное, Вам и по ночам снится «Что? Где? Когда?»...
- Да. Но игра мне снится всегда в каких-то необычных декорациях – то на корабле, то на космической станции. Причем во сне моя команда всегда проигрывает.
- У телезрителей сложилось впечатление, что Вы часто пытаетесь подсказать игрокам, сидящим за столом. Как считаете, к Вам просто повышенное внимание?
- Возможно, я чрезмерно эмоциональный человек. Иногда жестикулирую, поэтому телекамеру наводят на меня, воспринимая это как подсказку. На самом деле, чтобы понять подсказку из зала, команда, сидящая за столом, должна не играть, а смотреть по сторонам. Но это сразу же будет видно на телеэкране, и такого не бывает. Я лишь один раз пытался подсказать – команде Балаша Касумова, когда я в ней еще не играл. Меня за это удалили. Тогда Лиза Овдеенко увидела по моей жестикуляции подсказку, но не смогла ее объяснить. И Балаш поступил мудро – он не воспользовался этим.
- Кого из знатоков Вы считаете лучшим за все 40 лет клуба?
- За 40 лет игра менялась много раз, менялись и вопросы, и знатоки. На мой взгляд, лучше всех понимает игру Борис Левин. Долгое время у него не было никаких титулов. И мне очень приятно, что сейчас он показывает свою мощь, за что получил и «Хрустальную сову», и «Бриллиантовую сову». Он сильнее всех из игроков, отвечающих на вопрос. А вообще, я считаю, самый грандиозный игрок за всю историю «Что? Где? Когда» - Владимир Ворошилов. Он гений игры. А вторым после Владимира Яковлевича Ворошилова, который это всё придумал, считаю Андрея Козлова. Непревзойденное величие Андрея в том, что он умеет потрясающе мотивировать любых игроков. Наверное, помните, как он сварил змею в прямом эфире, чтобы вернуть команду в сезон?
- Конечно.
- Как капитан Козлов – идеальный. Он умеет завести команду. Он своей харизмой прикрывает всех игроков команды. И делает это так виртуозно, что весь негатив, который может возникнуть, достается ему. Очень важно еще, что он всегда бьется до конца. Помню, после одного из поражений Андрей попал в больницу с микроинсультом. Потому что он действительно живет игрой… А сейчас я горжусь, что играю в команде Балаша Касумова. Знаете, он такой капитан, с которым можно идти в разведку или на борт «Титаника». Потому что знаешь – Балаш всегда прикроет и спасет. Он очень надежный – и как игрок, и как человек.
- Ровшан, Вы известный спортивный журналист. Работали в «Спорт-Экспрессе», комментатором на «НТВ-Плюс». За какую команду болеете?
- С чемпионата мира 1982 года я болею только за сборную ФРГ. Тогда они сыграли потрясающий полуфинал с Францией и влюбили меня навсегда в немецкий футбол.
- Выиграли по пенальти.
- Да, но за 18 минут до конца матча они проигрывали - 1:3. Потом сравняли счет. В послематчевой серии не забили пенальти, и всё зависело от того, парирует ли удар Шумахер. Команда, которая смогла «вытащить» фактически проигранный матч, выиграть серию пенальти и выйти в финал, произвела на меня сильнейшее впечатление. В 86-м году эта «инвалидная» сборная тоже смогла добраться до финала, но там проиграла уже не Италии, а Аргентине во главе с великим Марадоной. А в 90-м году вновь играла в финале и стала чемпионом мира…
- А из клубов?
- Я давно болею за английский «Ливерпуль». А когда «Челси» возглавил Моуриньо – начал болеть и за лондонскую команду. Как и Козлов, Моуриньо очень часто берет негативные эмоции на себя. Его характер, харизма впечатляют. Именно поэтому люди любят спорт!
- Какое у Вас отношение к российским командам?
- Мне импонирует ЦСКА. Я очень уважаю Леонида Слуцкого. Мы с ним родились в один день, 4 мая. Правда, он на год раньше (улыбается). Несколько раз я с ним общался – он замечательный человек. Хорошо знаком также с Сергеем Игнашевичем, бывал у него в гостях. Поэтому в данном случае я болею скорее за успех знакомых мне людей, нежели за футбольную команду.
- Безусловно, Слуцкому удалось взбодрить сборную России. Как Вы считаете, этого надолго хватит?
- Я считаю, что не нужно спешить с выводами всего после двух матчей, еще и с соперниками, которые ничего из себя не представляют. Ибрагимович, конечно, великий игрок, но сборная Швеции не является сильной командой. О Лихтейнштейне и говорить нечего – там был только вопрос, сколько голов наши им забьют. Фактически для сборной России всё решит матч с Черногорией 12 октября. Думаю, что наши всё же победят и поедут на Евро-2016. А там уже можно будет сделать вывод, каким оказался сильный клубный тренер Слуцкий в качестве наставника нашей сборной. И всё же я не верю в большие перспективы российской сборной, и вообще российского футбола.
- После завоевания «Зенитом» Кубка УЕФА в 2008 году я общался с одним из его известных болельщиков, автором песни «Зенит» - чемпион!» Александром Розенбаумом. И он сказал мне как врач, что генетически в футбол лучше играют южные народы – бразильцы, грузины, украинцы. А для россиян больше подходят зимние виды спорта. Какое ваше мнение?
- Под эту теорию не подходит северная страна Германия – чемпион мира. На юге живут африканцы, но они не выигрывают у всех. Видимо, дело в слабой тактике, отсутствии игровой дисциплины. Они добиваются каких-то успехов за счет самоотдачи, любви к игре… Я считаю, что Россия в принципе не спортивная страна. У нас бывают точечные успехи, когда в какой-то клуб вкладывают много денег. А у немцев и особенно у англичан спорт – в крови. Это целый пласт культуры. Вы только вдумайтесь - с 1829 года в Англии проводятся принципиальнейшие регаты между студентами Оксфорда и Кембриджа. То есть к спору на научной ниве непременно добавляется соперничество и в спорте. Потому что в этой стране спорт является частью общей истории и культуры. К этому и нужно стремиться. Тогда будут и результаты.