Политолог Дмитрий Еловский – об «иркутском феномене» и политическом будущем губернатора Левченко
В первую очередь нужно понимать, что для федерального истеблишмента вопрос о втором сроке губернатора Иркутской области был решен ровно в сентябре 2015 года, когда Сергей Левченко выиграл выборы. Его победа сразу же воспринималась как «неправильная» с точки зрения федеральных элит. Но при этом никто не ставил под сомнение результаты выборов, а значит, нельзя просто так взять и отправить иркутского губернатора в отставку. Однако и давать ему шанс пойти на второй срок тоже изначально никто не собирался.
Дальше нужно было просто ждать, пока Сергей Левченко наделает ошибок, и максимально их использовать против него. Левченко оказался крайне осторожным политиком. Он так и не дал серьезных оснований для обвинения в коррупции. Уголовные дела против его команды очень слабые, держатся на честном слове, а против него каких-то реальных улик пока не нашли. Впрочем, губернатор подставился самостоятельно с охотой на медведя. Это, пожалуй, единственный серьезный эпизод, который ему вменяется. Однако и он, как показала практика, не получил уголовной перспективы, зато был использован для формирования отрицательного, с точки зрения этики и морали, образа главы региона.
Нужно понимать, что в прошлом году против Левченко были брошены просто колоссальные медийные ресурсы - в декабре по истории с медведем вышло порядка 200 сюжетов на федеральных телеканалах. И все, что удалось сделать с помощью этой ковровой бомбардировки: обвалить рейтинг главы региона до 30-40%. С таким рейтингом, при грамотно построенной избирательной кампании Левченко выигрывает практически у любого в открытой схватке.
Сейчас атака на Левченко разворачивается по двум направлениям: устранение последствий наводнения и масштабные пожары. При объективном рассмотрении, конечно, обе темы не зависят напрямую от губернатора. В этом году и Красноярский край, и Якутия столкнулись с не меньшими по масштабам пожарами. Наводнение же по своим масштабам таково, что с ним не справится в одиночку ни один регион. Система настолько забюрократизирована, что начала давать сбои практически сразу. Просто для примера: чтобы выдать одно освидетельствование об утрате имущества нужно 7 (семь!) подписей различных чиновников. Эти правила не губернатор и не мэры придумали.
Однако в ситуации, когда иркутский губернатор является для федеральной элиты чужеродным элементом, именно на него, да на мэров, обрушился весь поток негатива через все доступные медийные инструменты. Тем более, что и президент занял жесткую позицию по отношению к чиновникам. Однако позиция главы государства имеет несколько иной характер. Владимир Путин всегда очень чутко реагирует на запросы людей. Иначе бы он не мог удерживать столько лет власть. Поездками в Тулун, вниманием к проблеме, к людям он дает пример всем чиновникам в стране, как именно надо реагировать на подобные ситуации, демонстрирует модель поведения для правильного руководителя. В этой ситуации совершенно неважно, какой губернатор попадает под каток президентской критики. Но для главы Иркутской области эта критика наносит особенно тяжелый ущерб - система не будет его жалеть и спускать на тормозах его просчеты.
Далее самая логичная развязка: отставка губернатора. Вероятность ее до конца года значительно выше 50%. У федеральных элит появляется почти год на то, чтобы инкорпорировать в регион врио и выиграть выборы в следующем сентябре. Проблема в том, что подходящей кандидатуры на горизонте не видно. Сейчас тестируется несколько потенциальных кандидатов, но пока они не выглядят способными удержать в регионе ситуацию. Элиты в Иркутской области «съели» не одного губернатора-назначенца. Сейчас здесь идет активный процесс формирования региональных кланов. У них есть немалые финансовые и организационные ресурсы. Новому назначенцу придется очень серьезно поработать, чтобы договориться со всеми кланами, никого не обделить и не обидеть, со всеми выстроить отношения.
Любая ошибка в этом процессе чревата взрывом протестных настроений, которые будут подпитывать деньгами и ресурсами местные элитные группы. Также нужно понимать, что в регионе полностью разрушена партийная и властная вертикаль. «Единая Россия» и ОНФ практически перестали существовать как самостоятельные структуры. Многие мэры переметнулись в КПРФ, либо чувствуют себя крайне самостоятельными. Корпорации практически перестали вмешиваться в местную политику. Новому врио будет просто не на кого и не на что опереться. Ему придется очень внимательно выбирать союзников и серьезно им довериться. Что создает серьезные риски для самого врио.
Кроме того, нужно учитывать позицию КПРФ на федеральном уровне. Для партии Левченко давно стал знаменем, которое демонстрирует потенциальную успешность кандидатов от КПРФ. Потеря такого примера нанесет огромный репутационный ущерб коммунистам. Поэтому можно ожидать, что руководство партии будет до последнего бороться за Левченко, а если и проиграет, то выставит на предстоящих выборах сильного кандидата с расчетом на победу.
Наконец, во многом решение по иркутскому губернатору зависит от итогов ЕДГ-2019. Если он покажет новый скачок протестных настроений в регионах, если мы снова увидим вторые туры и победу несогласованных кандидатов, то эта ситуация заставит серьезно задуматься: а стоит ли отправлять в отставку иркутского губернатора, чтобы в следующем году в результате протестного голосования получить очередную «домохозяйку из Усть-Илимска» и ввергнуть еще один регион в политический хаос вместо пусть и неприятного, но все же адекватного губернатора-коммуниста, который все же какой-то мир в своем субъекте федерации обеспечивает? В этом случае Сергей Левченко вполне может получить шанс проскочить мимо отставки и победить на выборах в 2020 году.
Дмитрий Еловский, генеральный директор коммуникационного агентства «Actor»