Пандемия коронавируса полностью подорвала региональную экономику
Регионам необходимо формировать собственные резервные фонды, чтобы легче было противостоять кризисным ситуациям. Такое мнение высказал доктор экономических наук, директор Института реформирования общественных финансов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, существовала готовность ввести с 2021 года новую систему ранжирования регионов или групп регионов по степени их долговой устойчивости. О том, как пандемия коронавируса сказалась на региональных бюджетах, и почему даже, казалось бы, устойчивые территории оказались сегодня в тяжелейшей ситуации – «Блокноту» рассказал руководитель Института региональной экспертизы Дмитрий Михайличенко.
Про финансовое положение регионов сказано много. Сейчас развитые и устойчивые регионы принимают региональные бюджеты с дефицитом в 8-14%. Закредитованные регионы такой возможности не имеют: они принимают бюджеты с минимальным дефицитом или без него. Получается, дефицит бюджета – это какая-то привилегия. В условиях ковидокризиса так и есть: свои возможности занимать слабые в финансовом плане регионы давно исчерпали (Мордовия, Ингушетия, Удмуртия, Кировская, Костромская области, Тыва и др.). А Башкирия, Московская область или Тюменская используют сейчас. Не от хорошей жизни вынуждены занимать, но это хотя бы какая-то возможность маневра.
Сейчас федеральный центр политику менять не собирается. Госдолг регионов по итогам 2020 года вырастет, и, по итогам 2021 года - тоже. От госдолга в сумме 3 трлн рублей регионы сдерживали только запреты на коммерческие кредиты (в силу итак высокой закредитованности большинства регионов). Скоро этот запрет будет смягчен.
У экономиста Натальи Зубаревич есть простой рецепт снижения долговой нагрузки: позвольте регионам оставлять не 17 процентов, а 18-19 процентов (из 20 процентов) налога на прибыль. Это даст возможность регионалам получить и ресурсы для развития, и снизить политическое напряжение на местах. Но это маловероятно.
Сейчас фактически управленческая система закладывает перманентные финансовые стрессы для регионов. На реформы перед транзитом (например, расширение налоговой базы) центр не пойдет.
У регионалов нет возможности создания региональных резервных фондов (даже несмотря на бюджетный кодекс). В бюджетах 2021 года будут сокращены и фактические траты (с учетом инфляции – это очевидно). Регионалы будут отказываться от строительства дорог, инфраструктурных проектов и сокращать расходы на содержание своих администрации.
Аргументация некоторых экспертов простая: у федерального центра есть фонд национального благосостояния, вот и регионы тоже должны создавать свои резервные фонды.
Думается, фонд национального благосостояния принадлежит всему российскому государству, а не федеральному бюджету. А финансовые возможности регионов давно уже исчерпаны. Такие фонды есть в Башкирии, Татарстане, Московской области, но трудно это требовать, например, от Псковской, Волгоградской области или Удмуртии. Откуда им резервы создавать, когда у них на социалку не хватает?
Прогноз здесь четкий: регионы ждут финансовые кризисы и череда неурядиц. Но это еще не все. Будет усиливаться дотационность регионов, а, значит, и центра как распределительного элемента системы управления. В результате мы можем получить слишком ассиметричную систему, в которой 10-15 регионов кормят всю страну, а центр перераспределяет эти ресурсы.
Самое интересное: