С Ольгой Спиркиной мы встретились в ее кабинете в школе телевидения. Как и подобает актрисе и телеведущей, Ольга улыбчива, в прекрасном настроении и одета, как говорят, с иголочки. Ольга Борисовна – человек невероятной душевной красоты, перед ее обаянием не могут устоять мужчины, а перед высоким профессионализмом – ученики. Мне, кстати, тоже посчастливилось быть ее ученицей.
– Ольга Борисовна, готовясь идти к вам на интервью, я у своих коллег поинтересовалась, с какой ролью Ольга Спиркина у них ассоциируется, и мне ответили: с преподавательницей из «Ранеток» – Калерией.
– Вы не поверите, но вчера стою в пробке на площади Белорусского вокзала, подъехала к остановке, на ней стоят два мальчика и две девочки лет так по 14. Они ко мне в машину все заглядывают и кричат: Калерия, Калерия, С Новым Годом, Калерия! Мне, конечно, было приятно, во-первых, сериал давно прошел, а меня все помнят, во-вторых то, что меня поздравили с праздником – это как-то разрядило обстановку.
О кино
– Большинство ролей, которые вы играли – это стервозные, волевые, с сильным характером женщины. В жизни вы такая же, как и на экране?
– В жизни я полная противоположность. Есть такая поговорка – «Встречают по одежке…». Все русские героини должны быть немножко неухожены, с несчастными глазами, не накрашены, безвкусно одеты, робки – это если говорить о добрых русских персонажах.
– То есть такая «Доярка из Хацапетовки»…
– Да, точно подмечено. Прошу заметить, я говорю сейчас только о русском кинематографе, наверняка ни в американском, ни во французском такого нет. Там разные роли играет одна и та же актриса, там нет штампов. Моя любимая актриса Мерил Стрип играла как и стерв, так и добрых, замечательных женщин. А у нас так – если женщина стройная, красивая и в хорошей дорогой одежде, значит, - она стерва. А на самом деле я такая стандартная русская женщина, которая растит двух дочерей, сама их поднимает на ноги и изо всех сил на это зарабатывает. Но это не должно никого волновать, я просто не демонстрирую никогда, что мне плохо. Об этом не должны знать посторонние, я всегда накрашена, хорошо одета, причесана, даже если мне очень плохо. А потом, подобное тянется к подобному, и это ужасно, когда к тебе подходят и спрашивают: «У вас что-то случилось?».
– Значит, режиссеры думают однобоко?
– Наши режиссеры, к сожалению, видят только внешность. Я уже думаю, что мне нужно приходить на кастинг ненакрашенной и без прически. Неужели нельзя представить, что актриса должна хорошо играть. Например, одна из моих лучших ролей у Олега Табакова – роль Настены из пьесы Распутина «Живи и помни». Роль простой русской женщины. Люди плакали, когда я играла. Я драматическая актриса, но могу быть абсолютно разной – смешной, стервозной, мужиковатой, придурковатой.
– А как в целом сейчас оцениваете российский кинематограф?
– Сейчас экономят на актерах, экономят на реквизите, на сценаристах, режиссерах – экономят на всем. У нас все стало продюсерским, коммерческим. Кто должен обогатиться? – Конечно, продюсер. И зачастую и продюсеры, и режиссеры сейчас не суперпрофессионалы. Кто-то попросил своего родственника продвинуть, кто-то за кого-то деньги заплатил. И даже если бюджет огромен, то непонятно, куда в итоге большинство денег уходит.
Следующая проблема – актеры. Привожу пример. Недавно со мной на площадке играла девочка, она без образования – фотомодель. Я ее спросила, а как тебе эту роль дали? Она ответила, вот у меня тетя там работает, мне сказали подойти к такому-то. А потом я узнаю, что у этой девочки просто низкая ставка за съемочный день, и зачем режиссер будет брать актрису с опытом, когда ей нужно платить хорошие гонорары. На качество в наше время мало кто внимание обращает, и вот в этом вся беда.
О журналистике
– Сейчас вы большое внимание уделяете педагогике, вы художественный руководитель школы телевидения Ольги Спиркиной. Расскажите, как вы пришли к этому?
– Если вспомнить начало, то меня всегда подталкивали преподавать актерское мастерство. Дело в том, что когда тебе исполняется 40, нужно уже передавать свой опыт, но я поняла, что я не могу преподавать актерское мастерство. Так как я перфекционист и слишком прямолинейный человек. И если бы я преподавала актерское мастерство, во-первых, я бы всем его преподавать не стала, я бы говорила напрямую, что ты бездарен. А, во-вторых, я поняла, что актерское мастерство – это не тот предмет, которому я могу научить всех. Но у меня же есть еще и второе образование – я журналист. С 1989 года я все время работала в кадре и абсолютно в разных жанрах. Единственное – я себя не пиарила, поэтому меня могут знать в лицо и не знать мою фамилию, потому что, как известно, на пиар нужны деньги. И вот когда я поняла, что я имею большой журналисткой опыт, тогда я решила, что буду преподавать.
– Значит, журналистом может быть любой?
– Научить телевизионной журналистике я могу любого, просто кому-то для этого понадобится год, а кому-то - 2 месяца. Это профессия прикладная. Конечно, есть противопоказания – это сильный дефект речи. Я слона могу научить работать в кадре. Например, актером нужно родиться, и если ты не родился им, то вытащить из тебя актерский талант уже практически невозможно.
– А вам самой не хочется обратно окунуться в мир журналистики?
– Я согласилась бы только в одном случае, если бы мне разрешили взять на работу всех моих студентов. Именно поэтому мы начали делать интернетканал. У меня есть один минус, который мешает мне в профессии руководителя: я умею любить, но не умею требовать, и, как говорят мои знакомые, мне очень быстро все садятся на шею, и уже сразу непонятно, кто кем руководит.
– Значит, предательств было много…
– Конечно, но с возрастом я научилась к ним проще относиться. Есть очень хорошее выражение «чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться». Но я все равно хочу видеть в людях и вижу только хорошее. Если раньше я сокрушалась и говорила, как могли меня предать, то сейчас я говорю, слава богу, отпал еще один ненужный человек.
– Возвращаясь к теме журналистки, как вы сейчас оцениваете современную российскую журналистику?
– Это одна из причин, почему я не хочу возвращаться в журналистику. Сейчас она слишком коммерческая. Мне досталась другая журналистика. Когда я начинала в РИА «Новостях», я имела возможность делать совершенно некоммерческие фильмы – документальную публицистику. Мы делали это в свое удовольствие. Я никогда не думала, чьи интересы я представляю в этом сюжете, я думала о том, как раскрыть содержание, как красиво снять, за что потом, кстати, получала премии. Поэтому сейчас я не смотрю телевизор. Хотя года два назад я еще утро начинала с телевизора, сейчас даже утром перестала смотреть – не интересно. Например, выпустили Ходорковского, но об этом я узнала не из телевизора, а из интернета. И это печально, потому что раньше я была фанатом телевизионной журналистики. Мы стремились делать интересные, честные репортажи, я до сих пор помню, как я с Аркашей Мамонтовым у белого дома сидела, мимо нас пули летали…и не страшно ведь было.
– А что сейчас?
– А сейчас взрослые люди уже понимают, кто работает на НТВ? Чьи там деньги работают? Что они пропагандируют? Ага, понятно, а тогда нужен ли мне этот канал? У меня изредка работает только один канал – «Культура», но с каждым годом он становится все скучнее и скучнее.
– Но печальнее всего, что на ТВ в основном работают непрофессионалы. И раз уж мы заговорили о НТВ, то живой пример - Света из Иваново.
– Я как раз ее привожу всегда в пример своим студентам, как не надо разговаривать. И это не только на НТВ. Мои студенты часто мне говорят, а вот на Первом канале так сказали… А что сейчас творится на Первом канале? Раньше они для меня были авторитетами. Да, безусловно, у них много денег, поэтому программы разнообразнее и дороже, и по качеству лучше, но там огромное количество неправильного монтажа, некачественной картинки, не говоря уже о том, что ведущие и журналисты зачастую ударение в словах неправильно ставят. Поэтому я всегда говорю: нужно учиться, трудиться, не лениться, уметь адекватно критиковать себя и других, и только тогда вы станете профессионалами!
p.s. Признаться, мне очень повезло в жизни – я занимаюсь любимым делом, у меня также есть возможность созидать: новые ученики, новые проекты, новые жизненные этапы и, конечно, новые люди! Главное – нужно беречь приобретенные с течением времени ценности, потому что только тогда жизнь будет наполнена смыслом и счастьем, работа будет приносить радость, и каждый из нас будет ощущать себя востребованным! Спиркина О.Б.
Блиц-опрос
Любимая книга: Бердяев «Самопознание»
Любимый фильм: «Летят журавли»
Что цените в людях: честность
Что не приемлете: хитрость
Ваша отрицательная черта характера: вспыльчивая
Положительная: добрая
О чем жалеете: о количестве браков
Чем гордитесь: детьми
Самое интересное: