В Большом зале Консерватории в рамках перекрестного Года Россия – Голландия прошло событие мирового масштаба – на сцене выступил Королевский ансамбль Консертгебау под руководством дирижера Мариса Янсона. Консертгебау признан одним из лучших симфонических оркестров мира. Последнее выступление в России было почти 40 лет назад. В празднике музыки приняли участие и российские певцы.
С Глебом Никольским мы встретились в одном из столичных кафе. Высокий, широкоплечий, Глеб Александрович, напоминал богатыря из русской сказки.
- Знаете, я много раз встречался с журналистами, но так и не научился давать интервью, - начал Глеб Никольский. Глеб Александрович сидел напротив меня и рассказывал о судьбоносной встрече с дирижером Евгением Мравинским. Мравинского часто называют «редким властелином музыки и музыкантов».
- Я очень люблю классическую музыку - Мусоргского, Глинку, симфонии под управлением Мравинского. Первый раз, когда мы были с женой на концерте Мравинского, он исполнял Пятую симфонию Шостаковича. А во втором отделении - Моцарта. Для меня эта программа стала потрясением. Мы вышли из зала, и я сказал супруге: «Лида, даже если мы с тобой ничего не сделаем, то, что мы были на этом концерте – это уже жизнь прожита не зря». Два дня я не мог спать вообще…
- Однако вам удалось стать единственным певцом, которому посчастливилось работать с Мравинским.
- Я горжусь знакомством с Мравинским. Однажды после концерта он подошел ко мне и сказал: «Я давно мечтаю сделать программу Вагнера, можно вас пригласить?» Мне предложил работу сам Мравинский – он для меня был как бог, понимаете?
Глеб Никольский с удовольствием рассказывает о том, как стал артистом. История певца связана с рассказом о родителях и детстве в Петербурге.
- В нашей семье профессиональных артистов не было, но мама и папа обладали хорошими данными. У мамы был врожденный талант к пению. Папа знал все арии, когда что-то делал, напевал знакомые мелодии вслух. Родители моего отца умели играть на скрипке и гитаре, - рассказывает Глеб Никольский. Музыкальные способности передались и маленькому Глебу. Сейчас семейную династию музыкантов Никольских продолжает дочь Глеба Александровича – Ирина и маленький внук Саша.
- Дочь пошла по нашим стопам, она – пианистка. Потом Ирина училась в Берлине. Затем ее пригласили в Мюнхен петь «Золушку». Внук Александр тоже занимается музыкой. Он очень музыкальный, подпевает мне иногда, - улыбается Глеб Никольский.
- Большинству звезд на пути к славе пришлось столкнуться с трудностями. А как у вас было?
- В нашем мире ничего легко не дается, - говорит певец. – Было очень много шишек. Но кто знает, чего он хочет, с пути не собьется. Трудности есть в каждой специальности. Самая большая проблема – когда голос «звучит – не звучит» (смеется). Глеб Никольский рассказал, как учился у известной итальянской оперной певицы Джульетты Симионато. Как из-за проблем с документами, не смог приехать в нужное время в Италию. А когда исполнил репертуар, то подумал, что разочаровал звезду итальянской оперы. Но Джульетта Симионато выразила восторг и попросила передать поклон российским педагогам.
- Ваша жена Лидия – известная вокалистка. Между вами не было конкуренции?
- У Лидии уникальный голос. Я это говорю, не потому, что очень ее люблю. Это действительно так.
Глеб Александрович из тех людей, кто не боится тяжелой работы. Певец поделился, что сам может не только прибить полку, но и построить дом. По его словам, это должен уметь делать каждый мужчина.
- А вы никогда не хотели остаться за границей?
- У меня было много возможностей переехать в другое государство. Но я не захотел. Я всегда тосковал по нашей земле. Где бы я не был, как ни странно, хочется вернуться домой, в Россию.
- Вы столько лет на сцене. Публика изменилась ?
- Конечно, изменилась. Но заграницей это не так заметно. В России сейчас популярна попса, проекты, где «делают звезд». Классической музыки почти нет. Не в тренде. Раньше концерты начинались блоком классической музыки, а сейчас такое ощущение, что этого жанра больше нет. Мы поем без фонограммы. А большинство медийных персонажей на концертах используют запись. Поклонники приходят к ним, чтобы увидеть кумира «живьем». А они включают фонограмму, никто не догадается даже, что у артиста голоса уже давно нет.
- Как вы думаете, почему сейчас такой уровень культуры?
- За деньги можно купить место на сцене. Это шоу-бизнес. Но в шоу-бизнесе все наносное. Это как мода. Раз! И прошла. А классическая музыка вечна. Вне времени.
Самое интересное: