Обломки субмарины и ее ядерные ракеты так и лежат на дне океана. Каждый из этих боеприпасов в 65 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Пока романтично настроенные кладоискатели грезят о сокровищах, которые таятся в трюмах кораблей на океанском дне, серьезные исследователи озадачены совсем другими проблемами. Одна из них — извлечение обломков советской подводной лодки К-129 и выяснение обстоятельств ее гибели. Эту тайну пытаются разгадать уже несколько десятилетий, но дело толком не продвигается — особенно если учесть, что на протяжении 30 лет вся информация о гибели субмарины была засекречена.
Сейчас К-129 вновь «всплыла» на поверхность — благодаря американским телевизионщикам, которые включили ее историю в документальный фильм о самых известных затонувших судах. В свой последний путь эта подлодка отправилась 24 февраля 1968 года. К тому моменту с начала ее строительства прошло 10 лет, но боевую службу несла только один раз — осенью 1967 года.
В начале февраля 68-го контрольный выход в море показал, что субмарина не готова к выполнению боевых задач по причине слабой готовности экипажа. Но буквально через несколько дней состоялась повторная проверка, уже с участием начальника штаба, и вдруг оказалось, что все в порядке, поэтому К-129 отправили нести боевую службу в район Гавайских островов.
Уже потом, много лет спустя, стало известно, что на это дежурство должны были послать другую подводную лодку, но она оказалась не готова по техническим причинам. К-129 снаряжали в спешке — и, поскольку часть экипажа находилась в отпуске, нехватку людей восполнили подводниками с других лодок.
Американцы говорят об этой миссии с изрядным пафосом: советская подлодка, мол, должна была под покровом океанских вод подобраться к западному побережью США и там нести дежурство, готовая «в любой момент сеять смерть». Дело в том, что на борту К-129 находились три новейшие ядерные ракеты, которые можно было запускать прямо из-под воды. Каждая из них была в 65 раз мощнее бомбы, уничтожившей Хиросиму.
Через две недели патрулирования — а было это в аккурат 8 марта 1968 года — экипаж подлодки пропустил запланированный сеанс связи с «домом». Стало ясно, что, как говорится, «что-то пошло не так». Советская флотилия рыскала по Тихому океану в поисках пропавшей К-129, но после месяца таких блужданий сумела найти лишь пятно солярки и вынуждена была признать свое поражение. В мае подлодку признали пропавшей без вести, а экипаж из 98 человек — погибшим в полном составе.
Лишь в августе 1968 года ВМС США удалось установить точные координаты гибели судна. К-129 взорвалась 7 марта, находясь на глубине около 5180 метров и на расстоянии около 3 тысяч метров к северо-западу от острова Оаху. Нашел ее останки экипаж американской атомной подлодки с помощью управляемого глубоководного аппарата Fish («Рыба»).
В октябре 1970 года советское посольство в США получило анонимное сообщение о том, что ЦРУ заплатило 15 млн долларов за подъем обломков подлодки, который должна осуществить компания миллиардера Говарда Хьюза. Хотя к тому времени в СССР так и не признали факт гибели К-129, Москва не стала делать никаких официальных заявлений.
Летом 1974 года стартовала спецоперация Project Azorian, в ходе которой корпус подлодки планировалось частично поднять на поверхность. Лишь через полгода в газете Los-Angeles Times вышла статья об этом — и только тогда советский МИД направил в Вашингтон официальный запрос, на который, впрочем, получил весьма уклончивый и несодержательный ответ.
Должно было пройти еще много лет — и должен был исчезнуть СССР, — чтобы в 1992 году директор ЦРУ наконец передал президенту России Борису Ельцину видеозапись с церемонии погребения советских подводников, тела которых извлекли из корпуса К-129. Тогда же были названы имена четырёх моряков, найденных в первом отсеке и опознанных.
Но тайна гибели подлодки от этого яснее не стала. Из множества версий, выдвинутых в первые годы после исчезновения К-129, со временем остались четыре: «авария ракетного оружия» с затоплением отсеков, столкновение с американской субмариной USS Swordfish или надводным судном, а также затопление через шахту РДП (устройства для работы двигателя под водой) — трубу с воздухозаборником, которая позволяла лодкам первой половины XX века не всплывать для зарядки аккумуляторов и пополнения запасов воздуха, а делать это с перископной глубины.
Рассматривались версии о намеренном затоплении лодки (диверсия), о взрыве одной из ракет из-за разгерметизации орудийного отсека, а также взрыв водорода в батареях во время их зарядки. Официальная гипотеза ВМФ СССР состояла в том, что из-за просчетов экипажа подлодка опустилась ниже рабочей глубины и поэтому затонула.
Недавно изображения обломков К-129 были опубликованы. Идентифицировать удалось лишь некоторые из них. Самое интересное, по словам экспертов, — это корма. Зазубренные края ее металлической обшивки, которую словно великан разорвал, как бумагу, свидетельствуют о «мощном внутреннем взрыве», говорится в новом документальном фильме.
Морской археолог доктор Джеймс Дельгадо отметил, что «носовая часть подлодки отсутствует и была чисто срезана». В фильм вошла видеозапись 1974 года, на которой запечатлены внутренности фрагмента подлодки, поднимаемой гидравлическим захватом. По словам Дельгадо, операцию по подъему обломков проводили в такой атмосфере секретности, что о ней не знали даже большинство сотрудников ЦРУ.
Огромная «клешня», спущенная ко дну, зацепила фрагмент корпуса К-129 весом около 2 тысяч тонн и потянула наверх. Этот подъем должен был длиться три дня, но через два дня после его начала произошел мощный толчок — один из «когтей» захвата раскрылся, и большая часть поднимаемого фрагмента погрузилась обратно в темные глубины Тихого океана.
ЦРУ вынуждено было отказаться от продолжения Project Azorian, и советская подлодка осталась лежать на дне вместе со своими ядерными ракетами. Ее точное местонахождение по-прежнему засекречено ЦРУ, но те данные, которые были рассекречены к началу 1990-х годов, позволяют составить приблизительное представление о том, где субмарина затонула.
Сколько еще смертельно опасных снарядов со времен холодной войны лежат на океанском дне — даже трудно себе представить. Американцы утверждают, что они в период до 1989 года потеряли шесть ядерных боезарядов, поднять которые на поверхность без угрозы взрыва не представляется возможным.