
79% детей в России смотрят и читают блогеров, а часть — хотят ими стать.
Каждый пятый россиянин положительно относится к тому, что некоторые интернет-блоги ведут дети, в том числе вместе с родителями, показал опрос, проведенный Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ). Треть респондентов (32%) относятся к этому отрицательно, а 40% — безразлично.
При этом 37% россиян считают, что участие в создании блогов приносит детям больше вреда. 30% уверены, что видеоблоггинг приносит вред и пользу в равной степени, а каждый десятый выразил мнение о преимущественной пользе (11%), такая же доля опрошенных согласна с тем, что не приносит ни пользы, ни вреда.
Те, кто поддерживает детские видеоблоги, считают, что это форма познания и развития — так думают 40% опрошенных. Еще 19% считают, что блоги развивают коммуникативные навыки, 17% одобряют блоги детей, так как это форма заработка, а 14% — потому что это отличный способ самовыражения.

Те, кто уверен в том, что блоги влияют на детей негативно, объясняют это отсутствием развития и нехваткой времени на учебу (19%), нарушением психики ребенка (12%), отсутствием нормального детства (9%), зависимостью от интернета (8%) и звездной болезнью (7%).
У трети опрошенных есть несовершеннолетние дети в возрасти до 18 лет. 38% родителей сообщили, что их ребенок смотрит видеоблоги в интернете и социальных сетях практически ежедневно, 14% признали, что дети делают это хотя бы раз в неделю, 5% — несколько раз в месяц. Еще 38% родителей сказали, что их дети не смотрят видеоблоги.

Независимо от частоты просмотра блогов, половина родителей (53%) сообщили, что относятся к этому отрицательно, треть (33%) — положительно, а каждый десятый родитель — безразлично.
Каждый десятый россиянин испытал положительные эмоции, узнав о семилетней Насте Радзинской, которая ведет с родителями блог в YouTube и заняла шестую позицию в рейтинге самых высокооплачиваемых видеоблогеров (11%), граждане отмечали, что она «молодец» (10%) и радовались за ребенка (9%). Отнеслись к этому факту без эмоций 30% опрошенных, отрицательные эмоции испытали 15%.
Около двух недель назад семилетняя уроженка Краснодара Настя Радзинская вошла в рейтинг Forbes, в который собрали самых высокооплачиваемых ютуберов. Издание оценило ее заработок за два последних года в 28 миллионов долларов. При рождении девочке диагностировали тяжелую форму детского церебрального паралича (ДЦП), а врачи говорили, что девочка не будет ходить и разговаривать. Родители бросили все силы на лечение, и через несколько лет болезнь отступила. Одним из методов терапии была работа на камеру: так родители учили Настю взаимодействовать с окружающим миром. В интервью несколько лет назад ее родители рассказали, что просто снимали на камеру, как их малышка распаковывает подарки — именно с этого все и началось, а позжее популярности добавили ролики из путешествия по Азии. Сейчас девочка с родителями живет в Майами, где учится и продолжает сниматься в видео. У юной звезды 86 миллионов подписчиков на Youtube, 6 миллионов — в TikTok, 427 тысяч — в Instagram.
Кроме Насти в сети есть и масса других примеров популярности. Например, канал Kids Diana Show, где украинская девочка-блогер Диана рассказывает о том, как готовится к школе, играет, встречается с друзьями. Эксперты оценивают доход примерно в 200 тысяч долларов от каждого ролика. На канал подписаны 89,1 тысяч аккаунтов.
Канал Vlad и Niki двух братьев о том, как они путешествуют по США. Его Влад и Никита запустили в 2018 году, но уже сейчас у ребят почти 78 млн подписчиков на англоязычной версии канала и 8,4 млн на русскоязычной. Как пишет «Российская газета», предполагаемый доход с обоих каналов — больше 20 млн долларов в год.
Психологи уверены, что дети-блогеры могут столкнуться с проблемами в будущем, так как зачастую за коротким роликом стоит многочасовая и утомительная работа, а инициатива вести канал не всегда исходит от ребенка. Психолог Ольга Латынцева рассказала порталу News.ru, что психологическую травму ребенку-блогеру может нанести ситуация, когда родитель по-разному ведет себя с ним на камеру и в обычной жизни. Более того, отмечает специалист, негативное влияние на малыша способно оказать понимание того, что жизнь можно выставлять на показ в выгодном для него свете.

«Зачастую дети-блогеры, которым все дозволяется, вырастая сталкиваются с социумом и понимают, что многие вещи в жизни так легко не даются. Из-за этого у них могут возникнуть внутренние конфликты и потеря ориентиров в жизни», — заявила Латынцева.
Психологи отмечают, что популярность в сети — это временное явление, в какой-то момент ее может не стать и не все дети перенесут это легко. Еще одна проблема — отретушированный образ себя, к которому привыкает и сам автор, и его подписчики. Некоторые подростки стремятся подражать кумирам: в результате часть девочек-подростков страдают расстройствами пищевого поведения, склонна к анорексии.

С другой стороны психологи отмечают, что дети-блогеры более прилежны, стараются быть лидерами в своем классе, больше коммуницировать со сверстниками. Кроме того, работа в кадре раскрепощает их, а ведение блога — развивает креативные способности.
Количество популярных детей-блогеров со временем будет только расти, так как дети проводят все больше времени в сети, уверены эксперты. Юные зрители тратят больше времени на просмотр видеороликов, чем взрослые, а траты на продвижение детских товаров через каналы блогеров с каждым годом растут. Кроме того, многие уже с детства хотят стать блогерами и быть как их более популярные сверстники.

Исследование «Лаборатории Касперского» показало, что 79% детей в России смотрят и читают блогеров, а 22% из них следят за блогерским контентом постоянно. Чаще всего детям интересны блоги, связанные с компьютерными играми (52%), музыкой (43%) и игрушками (35%). Также 30% интересуются челленджами — видео или постами, в которых блогер выполняет различные задания.
Ранее китайские ученые выяснили, что TikTik нарушает психику и память у подростков. Регулярно просматривающие видео юноши и девушки начинают страдать от депрессии, тревоги и стресса. Исследование провели, опросив более трех тысяч школьников. Все они постоянно заходили в соцсети и просматривали там различные видео. Добровольцам предложили заполнить анкету, в которой учитывались влияние соцсети на повседневную жизнь и синдром отмены. Помимо этого, все участники эксперимента прошли тестирование на уровень стресса и депрессии.