«Москва слезам не верит» (18+): почему кинокритики сочли этот фильм банальной мелодрамой

КиноОбсудить в телеграм
«Москва слезам не верит» (18+): почему кинокритики сочли этот фильм банальной мелодрамой

Иностранцы разнесли жюри «Оскара» за победу фильма «Москва слезам не верит».

«Москва слезам не верит» — советский мелодраматический фильм режиссера Владимира Меньшова, лидер кинопроката 1980 года в СССР, собравший около 90 миллионов зрителей.

В 1981 году фильм был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и государственной премии СССР. Мировая премьера состоялась 11 февраля 1980 года. Однако успех к картине пришел не сразу, и понравилась она далеко не всем. Причем, как в СССР, так и за океаном.

История создания

В основу фильма лег сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных, который был им написан за 19 дней для конкурса сценариев о Москве и занял на этом конкурсе 3-е место.

Владимир Меньшов поначалу хотел отказаться от мелодраматического сценария. Однако его привлек интересный, с его точки зрения, поворотный момент, когда героиня ложится спать, заводит будильник и просыпается через двадцать лет.

Как позже признавался Меньшов, возможно, что в будущем фильме была некоторая автобиографическая для него и его супруги Веры Алентовой нотка. Они, как и герои фильма, прошли через общежитие, завоевывали Москву как приезжие провинциалы. Бюджет фильма был достаточно скромен, составив 550 тысяч рублей, однако Меньшова это не смутило, хоть и поставило в достаточно жесткие рамки.

Актерский состав кинокартины сложился не сразу. Первоначально на роль Катерины Меньшов планировал взять Ирину Купченко, Маргариту Терехову или Анастасию Вертинскую, но все они отказались. Отчаявшись, он взял на эту роль свою жену, хотя самой Алентовой сценарий тоже не понравился. Галина Польских отказалась от роли Тоси, Инна Макарова и Клара Лучко — от роли матери Рудольфа Рачкова.

Критика в СССР

После выхода картины на экран ее создатели поначалу получили довольно прохладные отзывы как об «упаднической по духу» и довольно «дешевой мелодраме», эксплуатирующей низменные чувства зрителей.

Некоторых кинокритиков шокировало, что слесарь Гоша мало того, что философствует и дружит с академиками, так еще и не терпит возражений и указывает любимой ее место.

Как рассказал Владимир Меньшов, на худсоветах говорили, что такой карьеры, какую сделала Катя, в СССР сделать нельзя: «То есть если в центре фильма баба, надо показать, под кого она легла, чтобы стать директором, как по блату пролезла в руководство. Страшно вспомнить, но в неправде картину среди других упрекал... Михаил Ульянов. Тот, кто приехал в Москву из сибирского города Тара, поступил в училище, потом играл второстепенные роли в театре, спивался, потом стал лауреатом Ленинской премии, членом ревизионной комиссии ЦК. И он искренне утверждал, что человек «из народа» при советской власти не может пробиться!».

К тому же по мнению критиков отношения главных героев, Катерины в исполнении Веры Алентовой и Гоши в исполнении Алексея Баталова нельзя было назвать здоровыми. Кинокритики сочли, что Гоша, «он же Гога», при более пристальном рассмотрении оказывается весьма неприятным человеком.

В итоге режиссеру предъявили список претензий, особенно это касалось откровенных сцен. Фильм спас от запрета к выходу на большой экран приватный показ руководству КПСС, где сам Леонид Брежнев пришел от ленты в восторг. В восторг пришли и миллионы советских граждан, которые увидели эту картину на больших экранах.

«Оскар» и критика на Западе

Для западного мира фильм стал открытием неведомого материка: неожиданно выяснилось, что в закрытом от Запада Советском Союзе люди так же живут и так же чувствуют, как и во всем остальном мире.

Многие на Западе искренне считали «империю зла» беспросветно темным царством, однако из фильма они узнали, что в СССР есть красивые женщины, которые хотят строить свое счастье. А еще они узнали, что в СССР ходит метро, работает телевидение, идут фестивали, существуют понятия о чести и достоинстве. При этом достаточно убогий быт добавлял картине экзотичности, а академикам - сочувствия героиням.

О том, что фильм стал лауреатом «Оскара», Меньшов узнал из программы новостей. Получить награду его не пустили - кто-то из коллег донес, что он восхищался изобилием в закордонных магазинах, и режиссер стал «невыездным». Статуэтку на церемонии принял атташе по культуре. Как горько сказал Меньшов, «это было особенно мило: фильм шел по миру как визитная карточка советского образа жизни, а создатель этой визитной карточки был признан неблагонадежным».

Тем не менее, фильм «Москва слезам не верит» и на Западе приняли далеко не все, особенно в профессиональной киносреде. Премия «Оскар» и огромный кассовый успех картины стали полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.

Иностранцы разнесли жюри «Оскара» за победу фильма «Москва слезам не верит». Несмотря на то, что драма получила премию как лучший фильм на иностранном языке, американская пресса раскритиковала решение академиков. Картину «Москва слезам не верит» они называли кустарщиной.

Как отмечали кинокритики США, единственная причина, почему фильм из СССР получил награду, заключается в политике. По их мнению, другие ленты, среди которых «Последнее метро» (16+) Франсуа Трюффо, номинированные на награду, были намного лучше, чем лента Меньшова. Поэтому объяснение этой победы — желание наладить отношения между странами. Также эксперты не оценили ни продолжительность фильма, ведь два с половиной часа казались им бесконечными, ни отсутствие социальной сатиры.

«Москва слезам не верит» выглядит халтурой», — писали в то время в прессе. Единственное же, что они оценили, — это игра Алексея Баталова и Веры Алентовой. Однако этого, по их мнению, было недостаточно, чтобы фильм увез статуэтку в СССР.

Примечательно, что картина Меньшова опередила и фильм — лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля «Тень воина» (16+), снятый японским режиссером Акирой Куросавой, который ранее получал «Оскар» в этой номинации за советский фильм «Дерсу Узала» (16+). Довольно долго статуэтка хранилась в Госкино СССР.

Только в 1988 году Владимир Меньшов на первой церемонии вручения наград премии «Ника» получил своего «Оскара», причем ему хотели только дать подержать статуэтку и потом забрать, но Меньшов ее не вернул и больше уже с ней не расстался.

Фильм «Москва слезам не верит» посмотрело около 90 миллионов зрителей, по результатам годового проката он занял второе место среди всех советских фильмов после картины «Пираты XX века» и навсегда вошел в золотой фонд отечественного кино, а также до сих пор остается любимым миллионами зрителей во всем мире.

«Жгут солдат в двух новых котлах»: ВСУ попали в два огневых мешка под Покровском

«Ждем!»: возможная ликвидация Зеленского воодушевила украинцев

Сводка СВО по итогу 8 ноября. Россия вернула погибших, Трамп продолжит поддержку ВСУ и свежие гробы из Курска

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Casus belli: Минюст США обвинил Иран в подготовке убийства Трампа

В МИРЕ

Заочные обвинения предъявлены агенту КСИР Фархаду Щакери

«Ждем!»: возможная ликвидация Зеленского воодушевила украинцев

В МИРЕ

О сценарии, предполагающем уничтожение главы Украины, заявил экс-посол Украины в Британии Вадим Пристайко.

Какой будет зима: синоптики уточнили прогноз погоды на зимний период

ОБЩЕСТВО

Какой будет зима: синоптики уточнили прогноз погоды на зимний период.

Давай, до свидания! Мигрантов с фиктивными браками или отцовством массово отправят на родину

ОБЩЕСТВО

МВД РФ заявило, что готово начать масштабную кампанию с января 2025 года. проживание или вид на жительство в России.