Родители, братья и сестра актрисы в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге. Фаина же предпочла остаться на Родине.
Также 27 августа День российского кино, День шахтера, Международный день бокса, Международный день лотереи и Праздник иконы Божией Матери «Беседная», а также в этот день в 1911 году в России был создан футбольный клуб «ЦСКА», а в 2005 году состоялось открытие Казанского метро.
Подробнее поговорим о родившейся в этот день известной своими остроумными высказываниями легендарной актрисе Фаине Раневской. Фаина Георгиевна Раневская (1896-1984) — русская и советская актриса театра, кино и озвучивания; народная артистка СССР (1961), лауреат трех Сталинских премий, кавалер ордена Ленина. «Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба — шлюха»», - сетовала Фаина Раневская.
Биография актрисы
Фаина Фельдман (фамилия при рождении) родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Изабелла. В 1898 году семья переселилась в заново отстроенный по заказу отца дом, до того принадлежавший купцу Камбурову.
Обучалась девочка в Мариинской женской гимназии. Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром Фаина увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии.
В 1915 году Фаина уехала в Москву. В эти годы она познакомилась с М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Маяковским, впервые встретилась с В. Качаловым. Судя по воспоминаниям, Фаина была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.
Осенью 1915 года Фаина подписала на актерской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась: к новой труппе публика не проявила большого интереса. Будучи на прогулке на гору Митридат с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской, Фаина решила заглянуть в банк (мать тайком от отца посылала ей денежные переводы). Актриса вспоминает: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала: — Денег жаль, зато как красиво они улетают! — Да ведь вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не все, совсем не все…».
Родители, братья и сестра актрисы в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге. Фаина же предпочла остаться на Родине. Более четверти века она проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).
Пребывание в Театре имени Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссером Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах). Конфликты порождались несходством их творческих методов.
В кино Раневская дебютировала в 1934 году в фильме М. Ромма «Пышка» (0+). В 1939—1941 годах — актриса киностудии «Мосфильм», в 1941—1943 — Ташкентской киностудии.
В кино Раневская играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». На киноэкране Раневская могла быть и вспыльчивой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939, 0+), и экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947, 12+), и злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947, 0+), и спекулянткой по прозвищу «Королева Марго» в сатирической комедии «Легкая жизнь» (0+).
В истории отечественного кино навсегда остались ее роли в чеховских экранизациях — «Человек в футляре» (0+) и «Свадьба» (0+). Примечательным низким голосом актрисы говорит «домомучительница» фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970, 0+).
Раневская мечтала сыграть у С. Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный» (12+). Однако в итоге роль получила С. Бирман.
Итогом 60-летней актерской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино. Один из биографов актрисы, М. Гейзер, писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя ее не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе «и др.»».
Фаина Георгиевна Раневская скончалась 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия.
Автор крылатых выражений
Актриса театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая ее порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет ее популярности, ставшей независимой от сценической известности.
Своеобразный стиль речи и поведения актрисы отразился в большом по объему фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие ее высказывания (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали их емкость и образность, равно как и отсутствие у актрисы внутренней цензуры, свобода ее суждений (например, в виде присутствия сниженной лексики).
Стилистическое чутье позволяло ей выступать в жанре пародии, причем не только сценической: известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.
Авторство крылатой фразы из «Подкидыша» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к фильму женщин. В 1964 году в программе «Кинопанорама» актриса рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма А. Барто, которая приписывала авторство фразы себе. На авторство фразы претендовала также и Р. Зеленая, будучи соавтором сценария фильма. Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала актрису. Так кричали мальчишки при виде ее на улицах, эту же фразу первой вспоминали при знакомстве с ней.
В некоторых письмах Раневская иронично подписывалась «Дама с каменьями», поскольку у нее были диагностированы камни в желчном пузыре. Незадолго до смерти с горьким сарказмом Фаина Раневская написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»». Единственным существом, скрасившим в старости ее одиночество, был пес по кличке Мальчик — подобранная ею на улице дворняжка.