Уникальную тюремщицу Веру Лещенко до сих пор помнят в легендарном «Екатеринбургском централе» (СИЗО №1).
Старейший «Екатеринбургский централ» (СИЗО №1), насчитывающий двухвековую историю существования, помнит многих заключенных, среди которых был даже личный адъютант Гитлера Отто Гюнше. По легенде, именно ему было поручено сжечь тело фюрера. Однако были знаменитости и по другую сторону решетки. Об одной из тюремщиц рассказала изданию «МК» автор исторических хроник и правозащитник Ева Меркачева.
Речь идет о тюремщице Вере Гавриловне Лещенко, которая умерла два года назад и удостоилась чести быть похороненной в стенах монастыря. Она была глубоко верующим и добрейшим человеком, зэки ее боялись, но одновременно молились. Несмотря на всю свою мягкость, Вера Лещенко обладала железной волей. Себя в шутку характеризовала, как «военно-тупая-волевая», хотя обладала энциклопедическими знаниями, была доцентом УрГУЮУ. Тема ее кандидатской диссертации - «Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации». Параллельно работала и в епархии.
Опоздавшим на лекции студентам она предлагала «поскорее занять свою шконку», а священникам — «этапироваться в трапезную», пишет Меркачева.
Вера пришла работать надзирательницей в 18 лет. Это было в 1980 году. Столь неподходящее место для работы молодой девушки - КПП СИЗО города Томска - ей нужно было, чтобы получить направление для поступления в Институт МВД. Правда, тогда она мечтала выучиться на следователя, а стала тюремщицей. Оказалось, что даже работа в тюрьме может затянуть. Решение остаться приняла после одного ЧП. Несколько заключенных захватили медчасть, взяв в заложники медсестру. Вера выступила переговорщиком, и, вроде, почти добилась уступок со стороны бузотеров, но один из них взорвал дверь медчасти. Надсмотрщица получила ранение. После реабилитации решила, что Бог спас ее для помощи людям.
Как рассказали ее коллеги, это было тяжелое время, и с уголовниками никто не хотел разговаривать и тем более вести какие-то переговоры, никто, кроме Веры. Она их пыталась убедить, увещевала, уговаривала. Не раз раскрывала преступления, предотвращая убийства арестантов. И перед каждым испытанием молилась, потому что дома ждали муж и дочка.
Дочь Надежда рассказала, что, когда мама получила назначение возглавить колонию на Камчатке, они жили в комнате для свиданий осужденных с родственниками.
«Я первое время даже стеснялась говорить одноклассникам, где живу, дабы не шокировать. Но зато маме было близко на работу ходить», - шутит Надежда.
Сейчас она понимает, как нелегко было маме, но та никогда не унывала. Меркачева напоминает, что у «Екатеринбургского централа» страшное прошлое. Здесь в советское время приводили в исполнение смертные приговоры в специально оборудованных подвалах. Вера Лещенко держала в руках «расстрельные карточки» и как будто знакомилась с людьми, которых убивали. Журналист не исключает, что это могло настолько потрясти надзирательницу, что она невольно обратилась к вере и пошла в монастырь.
Один из сотрудников СИЗО не стал скрывать, что Вера очень жалела заключенных, говорила, что тюрьма - это тот же монастырь, только адский. Задача у тюрьмы и монастыря одна - научиться любить, к Богу прийти, только вот способы разные, вспомнил коллега.
А потом пошла преподавать. Студенты даже не с ее курса бежали к ней на лекции, потому что Лещенко неординарно проводила их. Как-то привела на лекцию осужденного. Сказала, что тот сбежал, а она его на улице встретила, а привела, потому что на лекцию опаздывала. «Куда мне его девать было?» - удивленно заявила преподаватель.
Из СИЗО Вера Гавриловна «откинулась» (как она выражалась) в 2003-м. Стала работать юристом в Екатеринбургскую епархию при митрополите Викентии. По иронии судьбы епархия находилась рядом с СИЗО. Переехала с Репина, 4 на Репина, 6, шутила Лещенко.
Свою жизнь Вера Гавриловна закончила в монастыре. Тут и похоронена. Лещенко стала единственной тюремщицей, удостоившейся подобной чести.
Сегодня места заключения можно назвать "адским" монастырем. Здесь постоянно происходят нарушения, как со стороны заключенных, так и со стороны сотрудников. Многие из них из-за нарушений лишились своих должностей. Так, после того, как в Сети появились видео пыток из Саратовской колонии туда нагрянула проверка, прошли массовые увольнения.