А 12% заявили, что один оборот вокруг Солнца Земля совершает за один месяц.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решил выяснить общий уровень научной грамотности населения в России. Для этого россиянам задавали простые вопросы о базовом положении научного описания мира. Оказалось, что не все жители страны знают устройство Солнечной системы или вред от радиации.
Авторы исследования отметили, что несмотря на рост образования многие россияне продолжают заблуждаться относительно базовых научных знаний об устройстве мира. В частности, до сих пор некоторые люди в России считают, что Солнце вращается вокруг Земли.
«Каждый третий россиянин убежден, что Солнце вращается вокруг Земли (35%), за 15 лет показатель вырос на 7 п.п. В то же время только 12% согласились с тем, что оборот вокруг Солнца Земля совершает за один месяц (2007 г. — 14%; 2011 г. — 20%)», — рассказали в центре.
Меньше затруднений вызвал у опрошенных вопрос о вреде радиации. Лишь 7% россиян согласились с утверждением, что после кипячения радиоактивное молоко становится безопасным. Социологи отмечают, что это в два раза меньше, чем 15 лет назад. В 2007 году с этим утверждением соглашались 14% опрошенных.
При этом каждый пятый респондент (21%) верит в то, что первобытные люди могли прогуливаться рядом с динозаврами. 44% россиян считают, что продукты с ГМО могут вызвать рак, а 32% опрошенных заявили, что генно-модифицированные продукты смогут победить голод на Земле.
«Хотя значительная часть россиян продолжает заблуждаться насчет вращения Солнца вокруг Земли, по остальным представленным заблуждениям снизилась доля дающих некорректные ответы, то есть общий уровень научной грамотности населения постепенно растет», — констатируют во ВЦИОМ.
В апреле ВЦИОМ выяснил, что россияне в условиях санкций продолжают запасаться едой впрок. Оказалось, что почти половина опрошенных закупает продукты из-за боязни роста цен. При этом 30 лет назад в 1992 году запасы еды делали 71% опрошенных, но тогда граждане в основном боялись дефицита товаров.
Ранее эксперты заявили о резком росте потребления водки среди россиян за прошедший месяц. По их данным, продажи традиционного для России алкогольного напитка в июне выросли на 10,6 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 60,5 миллиона литров.
Согласно последнему исследованию ВЦИОМ, 83% жителей России считают себя счастливыми. Несчастны – 14%. Ещё 4% затруднились с ответом. Больше всего счастливых россиян оказалось в Южном федеральном округе (86%). В Центральном федеральном округе счастливыми себя считают 84% опрошенных, в Северо-Кавказском – 83%, в Уральском, Сибирском и Приволжском – 80%; в Северо-Западном — 76%, в Дальневосточном — 77%.
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проходил 9 июля 2022 года среди 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%.