Политологи назвали борьбу за второе место «сражением за статистическую погрешность». Но речь может пойти не только о мелких цифрах, но и о будущем целых партий.
За три недели до голосования на выборах президента России интригу в них политологи ищут под лупой, ведь Владимира Путина уже прямым текстом поздравляют с победой лидеры других государств. Однако между изображающими ему конкуренцию тремя другими кандидатами идёт драка за второе место, исход которой может закончиться самыми серьёзными последствиями для них самих и их партий. «Блокнот» разбирался с раскладами в «подвале турнирной таблицы».
«У нас очень уверены в вашей победе»
За три недели до выборов победа Владимира Путина 17 марта стала окончательно вопросом не политики, а технического оформления. Это показал опрос компании Russian Field, проводившийся 20-22 февраля среди 1640 респондентов по репрезентативной выборке. По данным исследования, среди тех кто собирается пойти на выборы, 74% респондентов планируют проголосовать за Путина. На этом фоне данные остальных выдвиженцев выглядят, скажем так, невзрачно. Второе место у «новолюдя» Владислава Даванкова (5% опрошенных), третий – Николай Харитонов (4%), четвертый и последний – Леонид Слуцкий (3%). Их результат в сумме – почти столько же, сколько затруднившихся ответить (10%), а у Слуцкого такой же уровень поддержки как и у варианта «ни за кого из перечисленных», то есть за тех кто придет испортить бюллетень.
Расклад прекрасно понимают и иностранные лидеры. На прошлой неделе, во время открытия Игр Будущего в Казани, приехавшие туда главы стран СНГ прямым текстом поздравляли Путина с пока еще не оформленной документально победой. А президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев даже публично строил конкретные планы на сотрудничество с российским коллегой. «В Узбекистане очень уверены в вашей победе», – сказал он Путину. По словам Мирзиёева, он уже дал поручение готовиться к визиту Путина в страну и выразил надежду, что Узбекистан станет «одним из первых государств», куда Путин приедет после переизбрания. Сам Путин тоже отступил от своей традиции и не стал предлагать коллегам подождать 17 марта, а скорее уже принимал поздравления. Как говорится, всё слишком очевидно чтобы устраивать лишние ритуалы.
Другие три кандидата тоже думают уже не о Путине и его результате. А друг о друге. Ведь от исхода голосования и борьбы за второе место лично для них зависит слишком многое.
Слуцкий и внутренняя фронда
Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий – возможно, единственный из оставшихся кандидатов, кто искренне хотел попасть на эти выборы. Он возглавил партию в мае прошлого года. после смерти её бессменного лидера Владимира Жириновского. И сначала воспринимался многими не как новый вождь, а как технический человек – мол, ни харизмы, ни влияния, ни большого количества союзников у Слуцкого нет. Среди его «патронов» источники «Блокнота» в партии называли нескольких не самых высоких кремлевских чиновников и, самое главное, 88-летнего Владимира Ресина, депутата Госдумы от «Единой России» и бывшего «хозяина» всего московского строительного комплекса с его многомиллиардными прибылями. Некоторые злые языки даже распускали слухи, что Слуцкий не просто любимчик, а чуть ли не внебрачный сын Ресина. Ни бывший чиновник, ни новоявленный лидер этого на публике прямо не отрицали, а наоборот – подчеркивали близкие отношения. А на очередной День рождения Ресина 21 февраля Слуцкий разродился таким горячим поздравлением, что даже скептики засомневались в неправдивости этих слухов: «Для меня лично [Ресин – “Блокнот»] – Учитель и мудрый наставник”.
Этого багажа как-то маловато для того, чтобы полностью подмять под себя такую большую ЛДПР. Но в течение полутора лет Слуцкий успешно расправился с внутрипартийными соперниками. Поколение 40-летних ЛДПР-овцев вроде депутатов Госдумы Ярослава Нилова и Алексея Диденко были вычищены с руководящих постов ЛДПР. А с Ниловым, по слухам, вообще вышло некрасиво – якобы на одном из летних партийных совещаний Слуцкий прилюдно пригрозил чуть ли не политически уничтожить Нилова. С тех пор от влияния Нилова внутри партии мало что осталось.
Ещё печальнее судьба «последних фаворитов Жириновского», особенно последнего из них – Василия Власова. Тот без чутких наставлений почившего вождя насовершал ошибок – слишком явно противился Слуцкому, а летом 2023 года и вовсе не успел вовремя отказаться от поддержки ЧВК «Вагнера» и его основателя Евгения Пригожина. В итоге, в приёмную Власова в Москве во время мятежа «вагнеровцев» пришли силовики, а сам молодой «жириновец» к концу 2023 года лишился депутатского мандата. Типа за прогулы.
Партия тем временем переживала насаждение культа личности Слуцкого. «В каждом региональном отделении центральный аппарат заставил повесить его портрет. С этим были проблемы – нормальных фотографий нового “вождя» днём с огнём было не сыскать, а начальство требовало от регионов фотоотчета об исполнении поручения”, – рассказывал «Блокноту» один из эпизодов «слуцкизации» партии один из региональных ЛДПР-овцев. Но, по его выражению «всё это выглядит неорганично»: «Жириновского вождём признавали совершенно искренне и заслуженно. А тут – для отчета и из-под палки. Слуцкий в этой роли не приживался». В итоге именно президентская кампания стала для него возможностью подтвердить свою состоятельность. «Слуцкий очень хочет взять “серебро» и потом трясти им перед всеми сомневающимися. Однако рейтинг от плинтуса так и не отрывается, что не может его не нервировать. Да и кураторы, говорят, чуть ли не уже пересмотрели своё обещание дать ему второе место”, – сказал другой источник «Блокнота в штабе Слуцкого. Ситуация нервная и чреватая осложнениями в случае последнего места – “фронда» ведь может и голову поднять.
Революция у «красных»
Вождь другой «старой» партии — коммунист Геннадий Зюганов тоже не пошел на выборы, вероятно, потому что прекрасно осознавал возможность провала. «Геннадий Андреевич не может позволить себе проиграть ЛДПР. Кто из молодых обязательно крикнет что “Акелла промахнулся!» и дедушек из начальства будут зачищать при поддержке из Кремля”, – описал ситуацию политтехнолог, работающий с КПРФ. Для Зюганова это и правда проблема – молодое поколение коммунистов, которым те самые «дедушки из ЦК», по идее, должны передать партию, уже подпирает. В президиуме ЦК, главном постоянно действующем органе КПРФ, «молодых» и заметных всего двое – это первый зам Зюганова Юрий Афонин и пресс-секретарь Зюганова Александр Ющенко. Молодыми их, впрочем, можно назвать уже с натяжкой. Афонину – 46 лет, Ющенко и вовсе 52. Но это ничто по сравнению с 79-летним Зюгановым и его мощными соратниками вроде 75-летнего «ответственного» за Московскую область Владимира Кашина, 73-летнего вице-спикера Госдумы Ивана Мельникова и юного по сравнению с ними 67-летнего Николая Коломейцева, руководителя думской фракции КПРФ.
Ситуация и правда неординарная. Поэтому не исключено что Зюганов выставил для защиты от неё хоть и хлипкий, но рубеж – отправив на выборы президента еще одного своего соратника по президиуму ЦК 75-летнего Николая Харитонова. Мол, если наберет много – то и молодец, опасности не представляет. А если мало – так это потому что я, Зюганов, лично не пошёл в борьбу. А лишь формально возглавлял харитоновский штаб. А значит ещё не факт, что «молодой волк» Афонин справится лучше заслуженных стариков. Тем не менее, этот «защитный рубеж» будет что-то значить только если Харитонов и правда обгонит Слуцкого хотя бы на один голос. А если второе место достанется ЛДПР, то и в администрации президента могут дозреть идеи, что хоть КПРФ и «ручная» оппозиция, но она всё же должна быть чуть более дееспособной, чем руководимая экспонатами из музея истории СССР.
Даванков, которому нельзя переборщить
Непросто приходится и кандидату от «Новых людей» Владиславу Даванкову. В последние три недели на него начал буквально «налипать» электорат, который ни одному из кандидатов сейчас не нужен. Это люди, выступающие против СВО и Владимира Путина. Которых поставил на уши своим сбором подписей снятый с выборов представитель «Гражданской инициативы» Борис Надеждин. И которые, пробудившись, рассмотрели что-то «либеральное» и «антиспецоперационное» в Даванкове.
Политологи вангуют ему чуть ли не 10% голосов, а это уже очень опасный для «новолюдя» рубеж. Занять второе место – это одно. А вот занять и продемонстрировать что противников режима не так уж и мало чревато проблемами и для самих «Новых людей» и лично для Даванкова. Все помнят, чем кончился «забег» выдвиженца КПРФ Павла Грудинина на президентских выборах. Сначала рост рейтинга, а затем волна «чёрного пиара» и рейдерский захват его бизнеса. Компании Faberlic лидера «Новых людей» Алексея Нечаева такого не надо. Да и Даванкову вряд ли захочется чтобы российские телевизионщики начали копаться в его прошлом.
С двумя конкурентами за второе место он, судя по всему, разобрался и спокойно их обгонит по итогам голосования. Но теперь Даванкову еще и нужно попасть в «золотую середину» – и вторым остаться и не повторить «успехи» Грудинина. Тонкая настройка, которая может и не получиться.
Политологи уже метко назвали борьбу за второе место «сражением за статистическую погрешность». Но, как видится, речь может пойти не только о мелких цифрах, но и о будущем целых партий.
Статистическая погрешность - 3 процента