Саммит G-20 стал ключевым политическим событием уходящего года, но что оно принесло России?
Саммит G-20 стал одним из ключевых международных событий ноября. Наряду с форумом АТЭС в Пекине он определил основные пути развития системы международных отношений на ближайшие несколько месяцев.
Впрочем, кроме политических, на обсуждение были выставлены и сугубо экономические вопросы. Так, по его итогам страны «Группы двадцати» решили единогласно увеличить уровень своих ВВП на 2% - надо сказать, масштабное поползновение в нынешних-то экономических условиях.
Президент США Барак Обама напротив решил сделать упор на экологии и даже заявил, что готов выделить 3 млрд долларов в помощь бедным странам для борьбы с изменением климата. Призвал он также и задуматься о судьбе Большого барьерного рифа – красы всей Австралии. А вот вирус Эбола занимал в его заявлениях ровно столько же места, сколько Россия – и с тем, и с другим он призывал бороться.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон на этом фоне выглядел брюзгой. Он пытался предупредить мир о наступлении нового экономического кризиса, а заодно исподтишка критиковал еврозону, которая, по его словам, балансирует на третьей волне спада, который сопровождается безработицей, реальным падением цен и прочими весьма неприятными материями.
Канцлер Германии Ангела Меркель дважды встречалась с Путиным – в первый день саммита они даже разговаривали до двух часов ночи с глазу на глаз. Позже к их беседе присоединился новоиспеченный председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Позднее стало известно, что переговоры Путина и Меркель явно не удовлетворили последнюю. Впрочем, ожидать какого бы то ни было прорыва с ее стороны было крайне нелепо.
Надо сказать, что доморощенный украинский кризис, не числившийся формально в повестке дня, витал в тяжелой атмосфере саммита. Саммита, который для Путина обещал стать нелегким испытанием.
Ведь известно, что так называемые «западные партнеры» готовили президенту России отнюдь не теплый прием, Тони Эбботт – хозяин мероприятия и по совместительству австралийский премьер грозился даже «взять Путина за грудки», впрочем, как стало известно, этого не произошло – ни в Пекине, ни в Брисбене. Сдрейфил. Вместо этого он обнимал вместе с Путиным коал и улыбался в телевизионные камеры.
Насколько же саммит стал удачным для России? Депутат Государственной Думы от «Справедливой России» Михаил Емельянов так прокомментировал итоги прошедшей встречи в верхах:
«Первое, что нужно уяснить, - изоляция России не удалась. Лишь в некоторой степени чувствовался небольшой холодок между Путиным и западными лидерами. Большим успехом является и то, что страны БРИКС поддержали Россию. А это весьма важное международное подспорье.
Западные главы правительств и государств были вынуждены общаться с Путиным. И даже улыбаться вместе с ним в телекамеры, жать руку и высказывать любезности. Даже такой сателлит США, как Австралия, и глава ее правительства – Тони Эбботт из кожи лез вон, чтобы продемонстрировать Путину свою приветливость.
Конечно, засветился канадский премьер Харпер с его призывом «убраться из Украины», но кто такой вообще канадский премьер? Что он решает? А Канада? Разве она не большая северная провинция США? Такой лесной придаток? Сказал что-то человек – и никто его не послушал, потому что это несерьезно.
Гораздо важнее то, что европейские страны вынуждены лавировать между давлением США и собственными экономическими интересами. Очень уж им не хочется терять российский рынок из-за политической коньюнктуры, это касается даже такого игрока, как Германия.
Пускай Меркель, как недавно об этом сообщил «Шпигель», и боится возросшего влияния России на Балканах. Нас ее мнение не должно беспокоить. Вообще, если бы мы проводили такую решительную политику лет пятнадцать назад, то сейчас украинского конфликта просто-напросто не было бы».