Полет судна, принадлежащего местному бизнесмену, не был зарегистрирован в надзорных органах.
Приволжская транспортная прокуратура устанавливает причины и обстоятельства крушения легкомоторного самолета ЕЭВС «Синтал» с бортовым номером RA-0931G, который утром 18 сентября разбился при жесткой посадке возле населенного пункта Красное Сюндюково Ульяновской области.
57-летний пилот воздушного судна, нанятый в частном порядке для орошения полей, погиб. Оказалось, что он не согласовывал полет с надзорными организациями. Установлено, что разбившийся «Синтал» принадлежит некому местному предпринимателю.
На место крушения выезжали полицейские, следственно-оперативная группа регионального управления МЧС и ульяновский транспортный прокурор. Также проверку по своей линии начало Приволжское следственное управление.
Предполагается, что по факту гибели самолета и пилота будет возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности полетов и незаконном использовании транспортного средства.
Для легальной эксплуатации легкомоторного самолета необходимо оформить множество документов — лицензий и сертификатов, напомнил глава правления ассоциации «Безопасность туризма» Сергей Груздь. По его словам, у пилота должно быть свидетельство на управление самолетом, у владельца, желающего использовать судно в коммерческих целях, — сертификат эксплуатанта. Также требуются сертификат летной годности и полис страхования ответственности владельца перед третьими лицами. «Просто так, имея аппарат, куда-то летать недопустимо», — пояснил Груздь, добавив, что все указанные документы как раз и проверяют органы управления воздушным движением.
Однако, как отмечает эксперт, в России пока слабо развито понимание уровня ответственности, возлагаемой на владельца самолета. Предприниматели, купив себе «легкомоторку», начинают ею пользоваться, игнорируя и Воздушный кодекс, и федеральные правила авиации, и требования безопасности полетов. «А местные власти не всегда их фиксируют и контролируют полеты», — подчеркнул Груздь.
Еще около восьми лет назад СМИ писали, что «стоимость потрепанного учебного «Яка» уже вполне сопоставима с ценой хорошего автомобиля», поэтому стать обладателем старого легкомоторного самолета вполне может себе позволить средней руки региональный бизнесмен. Тогда же глава правления Межрегиональной общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов (АОПА-Россия) Владимир Тюрин сообщал, что из-за аварий на малой авиации в стране гибнет порядка 30 человек в год.
Аналогичная сегодняшней авиакатастрофа произошла в 2017 году в Пензенской области: там погиб пилот разбившегося «Бекаса», который по заказу производил обработку посевов с воздуха. Такое же ЧП с таким же воздушным судном случилось в 2016 году в Ростовской области — и тоже погиб пилот.
В августе 2015 года над Истринским водохранилищем столкнулись легкомоторный самолет и вертолет, погибли шесть человек. Следствие установило, что виновником катастрофы стал пилот-любитель Михаил Ермолин, который не соблюдал требования безопасности во время полетов гидросамолета Cessna-206. «Гидросамолет летал над водохранилищем на протяжении всего дня. По словам очевидцев, пилот допускал опасные маневры, в том числе пытаясь напугать отдыхающих на водохранилище», — рассказали в транспортной прокуратуре.