За сентябрь средняя фабричная цена на десяток яиц подросла на 10%, достигнув отметки в 31,56 рубль. Производители объясняют произошедшее ростом цен на корма для птицы и подорожанием тарифов электроэнергии. А вот в магазинах рост цен на продукт оказался гораздо более серьезным. Так, например, на Ставрополье десяток яиц стоил 37-40 рублей, а сейчас дешевле 50-53 рублей не найти, а это значит, что цена подпрыгнула на 33%.
31 октября вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение Минсельхозу России и Федеральной антимонопольной службе разобраться с ситуацией, которая начала тревожить население. Ведомства должны отследить правомерность формирования отпускных фабричных цен, а также стоимости, по которой покупатели вынуждены приобретать продукт в магазине. ФАС уполномочен проверить следование антимонопольному законодательству. По данным Росстата в среднем по стране за неделю яйца подорожали на 5,9%, в то время как с начала года товар прибавил лишь 13,1%. В Минсельхоз, в свою очередь, сослался на сезонность, заявив, что перед Пасхой 2013 года яйца тоже подорожали на 1,39 рубля, а в июне наоборот снизилась. Еще одной причиной подорожания, которую обозначил Минсельхоз, является подорожание кормов. Однако экономисты не сочли оценку ведомства правдивой. Ведь 2013 год стал урожайным для России, было собрано на 10 миллионов тонн урожая больше.
Те специалисты, которые в результате анализа все же признали некоторое подорожание кормов, сообщили, что оно соответствует инфляции и не могло стать причиной «озолочения» яиц.
Глава сектора кооперации Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства Василий Крылов считает, что россияне стали меньше зарабатывать, а, следовательно, меньше тратить на продукты, что привело к уменьшению прибыли продуктовых производителей и как следствие подорожанию продуктов.
Многие эксперты уверены, что такой ситуации не случилось бы, существуй в России государственная система регулирования цен, такая как в других странах, например, Европы и Америки. Василий Крылов считает, что любое подорожание продуктов в производстве приводит к тому, что торговые сети, пользуясь ситуацией, накручивают цены. Иными словами, продукт дорожает в закупке на 3%, а на прилавке цена возрастает вдвое.
Самое интересное: