Когда в дома соседей начинают приходить похоронки и лишать людей всякой надежды, два брата подговаривают почтальона прятать «черные бумаги» до конца войны.
9 мая в прокат вышел российский фильм «Семь черных бумаг» (12+), рассказывающий о событиях времен Великой Отечественной войны. Картину снял режиссер Анатолий Колиев. В военной драме снялись Зита Лацоева, Максим Караев, Заурбек Абоев, Дзамболат Дзуцев, Казбек Губиев, Андрей Кокоев и другие актеры.
События киноленты разворачиваются в 1942 году в высокогорном селе в Северной Осетии. Все мужчины ушли на войну, а их семьи со страхом ждут вестей с фронта. Когда в дома соседей начинают приходить похоронки и лишать людей всякой надежды, два брата подговаривают почтальона прятать «черные бумаги» до конца войны. Главная интрига картины заключается в дилемме, смогут ли мальчики обмануть горе, или их действия лишь отдалят встречу с неизбежным.
Фильм снят по рассказу осетинского писателя Михаила Булкаты. При этом обращение к трагической теме режиссер полнометражной картины, который прежде снимал лишь телесериалы, объяснил личной историей: «Великая гордость и великая скорбь. В Северной Осетии из тех, кто ушел на фронт, вернулся только каждый второй. И сегодня я живу, потому что один из вернувшихся был мой дедушка. В детстве он мне часто рассказывал о войне — все его рассказы отпечатались в моей памяти».
Как снимали «Семь черных бумаг»
Оператор картины Рысбек Бокеев вместе с режиссером Анатолием Колиевым, прежде чем приступить к съемкам, вдохновились «Ивановым детством» (12+) Андрея Тарковского и «Тайной жизнью» (18+) Теренса Малика. Именно эти картины, со слов авторов фильма, послужили творческой базой для создания «Семи черных бумаг».
Тем не менее, режиссер при участии оператора не стал уподобляться ранее снятым шедеврам, а постарался найти свой собственный визуальный язык, с помощью которого он рассказал трогательную историю о попытке отсрочить неизбежное горе.
К слову, по задумке режиссера камера следует за событиями, повторяя их динамику. По мере того, как меняется главный герой, движение камеры становится более хаотичным, отражающим его внутренние тревоги. Если в начале фильма мир ребенка является гармоничным, а камера статичной, то далее, по мере того, как во внутренний мир героя врываются война и смерть, движение камеры становится все более импульсивным и достигает, наконец, своего апогея.
Примечательно, что во время съемок музыканту, который принимал участие в записи фоновой музыки, пришлось научиться играть на фандыре, национальном музыкальном инструменте, который стал важной частью картины, по сути являясь одним из ее незримых персонажей. Кстати, название рассказа, который лег в основу сюжета, дословно переводится с осетинского языка как «Раненый фандыр».
По задумке режиссера Анатолия Колиева фильм должен был поспособствовать тому, чтобы в Северной Осетии удалось возродить национальный кинематограф. «У республики для этого есть многое. Актеры прекрасные, пейзажи великолепные, режиссеры тоже. Я знаю много талантливых ребят, которые отлично снимают, но для того, чтобы делать кино здесь, нужна своя техническая база — профессиональное оборудование и поддержка продюсеров», - поделился с журналистами один из продюсеров картины.
Основными площадками для съемок стали высокогорные села Северной Осетии - Дунта и Камунта в Дигорском ущелье на высоте около 2000 метров. При этом режиссеру предлагали снимать картину в Краснодарском крае, однако он отказался, так как хотел, чтобы фильм был пропитан духом осетинской культуры.
Для того, чтобы происходящие на экране события казались правдоподобными, исполнителям главных ролей пришлось потрудиться и освоить премудрости сельской жизни в осетинском селе времен Великой Отечественной войны. Так, актер Заурбек Абоев вынужден был учиться доить коров и приручать змей, а Максим Караев — играть на фандыре.
Пришлось изрядно потрудиться и декораторам. Предметы быта для воссоздания деревни времен 1940-х годов долго искали по разным музеям. Некоторые предметы пришлось брать в аренду и обеспечивать их охрану.
Режиссер стремился создать такую достоверность в вопросах исторического соответствия предметов быта, которая обычно и не требуется. Для Колиева, с его слов, это стало делом принципа. И даже какой-нибудь присутствующий в кадре утюг режиссер подбирал так, чтобы тот был выпущен не позднее 1942 года.
Впечатления от военной драмы
Несмотря на то, что фильм рассказывает о событиях времен Великой Отечественной войны, все основное действие, происходящее на экране, разворачивается вдали от фронта.
В картине «Семь черных бумаг» нет места сражениям, перестрелкам, окопам, бомбежкам и прочим непосредственным ужасам войны. Все это происходит, что называется, за кадром. Однако война откликается похоронками, которые врываются в мирную жизнь осетинского поселка, убивая надежду местных жителей на то, что чей-то сын, муж, отец или брат однажды вернется с войны живым.
Однако создателям картины удается показать, что то, что происходит в тылу, не менее страшно, чем происходящее на фронте. Причем неизвестно, что страшнее: само горе или его ожидание.
И, кажется, ракурс выбран верно: под таким углом историю Великой Отечественной войны в кино рассказывали не многие режиссеры. Подобная подача является свежей с кинематографической точки зрения и, к сожалению, актуальной для многих россиян, которые ждут возвращения своих родственников с СВО.
Говоря о главной сюжетной линии, следует отметить довольно необычный прием: создатели картины не рассказывают нам истории семи похоронок, почти не показывают односельчан, делая акцент совсем на другом.
В центре сюжета находится одна семья: два брата и их мать. При этом жизнь матери, которую преимущественно демонстрируют зрителю находящейся в стенах дома, показана в пространстве фильма как сплошное ожидание. Дети же способны отвлекаться от войны и на момент начала картины практически ее не обсуждают.
Главные герои, которые решают прятать похоронки, как бы переносят все тревоги в музыку, тем самым меняя реальность и защищая местных жителей от горя. Помимо музыки важным персонажем картины являются горы – немые свидетели скорби, которые в то же время своим вековым покоем как будто защищают от нее местных жителей.
Фильм не лишен визуальных недостатков. Например, интерьеры домов, а также одежда героев выглядят хоть и соответствующими времени, но уж слишком «новыми», как будто в домах никто еще не жил, а одежда надета впервые. Есть проблема и с диалогами персонажей, которые временами кажутся уж слишком заштампованными. Тем не менее, киноисторию спасает необычный угол зрения, а также мифологических подтекст, основанный на местном эпосе.
Несмотря на недостатки, выход картины, приуроченный к Дню Победы, кажется своевременным, а сам фильм определенно заслуживает внимания.
Последние новости России и Мира читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости России и мира#Новости России
#Новости мира